TRAPPIST-1. Холодные окрестности

TRAPPIST-1 очень тесная система. Все ее планеты находятся к своей звезде ближе, чем Меркурий к Солнцу. Расстояния между ними сравнимы скорее со спутниками Юпитера, чем с планетами Солнечной системы. Но в ее окрестностях находятся два фантастических ледяных мира.

Планеты звезды TRAPPIST -1
Система TRAPPIST-1. Источник: Тhespaceway.info

Лед и пар TRAPPIST-1g

Шестая планета системы вращается на расстоянии примерно 7 млн ​​км от своей звезды. Один оборот она совершает за 12,5 земных суток. Несмотря на то, что орбита TRAPPIST-1g все еще в шесть раз ближе к своему светилу, чем у Меркурия, она уже лежит на внешней границе зоны обитаемости.

Планета примерно на 15% больше Земли, но при этом немного легче. Это дает ученым повод заподозрить, что она в значительной степени состоит из воды в различных агрегатных состояниях. Модели взаимодействия магмы, океана и атмосферы показывают, что TRAPPIST-1g должна получить плотную оболочку из водяного пара.

TRAPPIST -1g
TRAPPIST-1g. Источник: Википедия

Но какие условия на планете существуют сейчас — неизвестно. Без учета  воздействия атмосферы температура на ней должна составлять от -78 до -109°C. Однако атмосферный парниковый эффект может сильно разогревать планету. Так что вполне возможно, что под газовой оболочкой скрывается глобальный океан.

Все же большинство исследователей склонны считать, что атмосфера TRAPPIST-1g не может поддерживать температуру и давление, достаточные для существования жидкой воды. Скорее всего, эта планета является экзотическим миром, где сосуществуют атмосфера из водяных паров, плотнее земной, и сплошная кора из экстремальной разновидности льда.

Ледяной карлик TRAPPIST-1h

Самая удаленная от звезды планета системы TRAPPIST-1 вращается вокруг нее всего за 18 земных суток. Ее среднее расстояние от светила все еще меньше, чем между Солнцем и Меркурием, но, несмотря на это, планета напоминает маленькую замерзшую Землю.

Исследования показывают, что радиус TRAPPIST-1h составляет 78% земного. Но эта планета имеет всего 33% от массы Земли. При этом на ней много воды, которая должна образовывать достаточно толстую ледяную кору.

TRAPPIST-1h. Источник: Википедия

Теоретически даже эта планета могла бы иметь оболочку из жидкой воды, что означало бы потенциальную жизнеспособность. Но возможным это было бы только при условии существования толстой атмосферы, которая бы производила значительный парниковый эффект. Но исследования, проведенные в 2021 и 2022 годах, признаков газовой оболочки вокруг нее не показывают. Скорее всего, поверхность этого мира лишена жизни. Что вовсе не исключает ее существования в океане под поверхностью, вполне вероятного при наличии вулканической активности на планете.

Что еще интересного в системе

В целом планетная система TRAPPIST-1 имеет несколько интересных особенностей. Все ее планеты двигаются по орбитам, близким к круговым. При этом почти у всех из них осевое вращение синхронизировано с орбитальным. Поэтому, в отличии, например, от Проксимы Центавра b, либраций на них не происходит, то есть местное «солнце» на небосводе практически не двигается.

При этом орбиты планет расположены настолько близко, что когда они проходят одна мимо другой, то видны даже не как яркие звезды, а как небольшие диски. И происходит это раз в несколько дней.

Все планеты системы вращаются в резонансе между собой. Периоды вращения первой и второй планет соотносятся как 8:5, второй и третьей — 5:3, третьей и четвертой — 3:2, четвертой и пятой — также 3:2, пятой и шестой — 4:3, шестой и седьмой — снова 3:2. В этом можно было увидеть какой-то тайный знак, но такие «согласования» орбит возникают сами по себе вследствие гравитационного взаимодействия.

Вращение планет TRAPPIST-1, воплощенное в звуках

Об этой системе мы узнаем еще много интересного. В частности, можно ожидать, что исследования космического телескопа James Webb окончательно поставят точку в вопросах о составе и температуре атмосфер планет. Также возможно, что спектрограф сможет найти на какой-то из них признаки органических молекул.