TGO обнаружил хлороводород в марсианской атмосфере

Аппарат TGO впервые сумел зарегистрировать в марсианской атмосфере хлороводород (HCl), водный раствор которого в быту известен под названием соляной кислоты. Открытие было сделано при помощи установленного на борту зонда спектрометра ACS. Признаки хлороводорода появились в спектрах атмосферных газов во время глобальной пылевой бури и постепенно исчезли после ее окончания.

Анализ марсианской атмосферы зондом TGO (концепт). Источник: NASA

До недавнего времени было известно, что хлороводород встречается в атмосферах двух планет Солнечной системы: Земли и Венеры. На Земле он попадает в воздух из морей и океанов, когда частицы морских солей превращаются в аэрозоль. После взаимодействия с атмосферным кислородом они выделяют хлор, который затем реагирует с водородсодержащими соединениями и образует хлороводород. На Венере это соединение является основным «поставщиком» хлора в верхние слои газовой оболочки, где оно распадается под действием солнечного света и становится одним из главных факторов, обеспечивающих стабильность углекислотной атмосферы.

Предполагалось, что хлороводород существует и на Марсе, но долгое время попытки его обнаружить ни к чему не приводили. С учетом возможностей имевшихся инструментов был сделан вывод, что молекул HCl в марсианской атмосфере очень мало — не более 0,2–0,3 частиц на миллиард (ppbv). Прорыв произошел лишь в 2018 году, когда на Красной планете началась глобальная пылевая буря. После нее TGO смог впервые зарегистрировать этот газ в ее атмосфере. Его концентрация колебалась в диапазоне 1 до 4 ppbv, максимально высокой она оказалась на высотах 20–30 км в южном полушарии. После завершения бури орбитальный аппарат постепенно переставал детектировать HCl.

Тот факт, что хлороводород не всегда присутствует в марсианской атмосфере, заставляет пересмотреть многие представления о химических процессах на Марсе. Ученые предложили две основные гипотезы о том, что является его источником — им могут быть поднятые с поверхности частицы пыли или же активные вулканические процессы. Всплеск концентрации HCl во время пылевой бури говорит в пользу первой версии. Правда, ученым остается непонятным сам механизм «превращения» хлора с поверхности в газообразный хлороводород. Также им предстоит найти ответ на вопрос, куда он исчезает после завершения пылевых бурь.

По материалам http://press.cosmos.ru