TESS обнаружил теплый Нептун у красного карлика

Международная команда астрономов объявила об открытии новой экзопланеты, получившей обозначение TOI-1231 b. Она была обнаружена в ходе анализа данных, собранных телескопом TESS. Экзопланета обращается вокруг красного карлика, расположенного на расстоянии около 90 световых лет от Солнца. Исходя из металличности звезды, ученые считают, что она относится к потоку Геркулеса — группе старых светил, происходящих из внутренней части Млечного Пути.

Экзопланета в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser

TOI-1231 b совершает один оборот вокруг своей звезды за 24 дня. При обычных обстоятельствах TESS не сумел бы подтвердить ее существование. Дело в том, что телескоп наблюдает каждый сектор неба в течение 27 суток. Таким образом, подавляющее большинство найденных им экзопланет имеет периоды обращения менее 14 суток (для получения подтверждения TESS необходимо пронаблюдать хотя бы два транзита). Однако система TOI-1231 b находится вблизи одного из полюсов эклиптики, где сектора наблюдений перекрываются, что дает возможность находить более долгопериодические кандидаты.

Радиус TOI-1231 b в 3,65 раза превышает радиус Земли при массе в 15,5 земных. Это дает среднюю плотность в 1,74 г/см3. Следовательно, по своим физическим характеристикам она близка к Нептуну. Орбита экзопланеты проходит на расстоянии 0,129 а.е. от звезды, ее равновесная температура составляет 60°C.

Благодаря близости к Земле, а также относительно небольшой температуре, TOI-1231 b является одной из приоритетных целей для телескопов следующего поколения. В частности, астрономов интересует, имеется ли у экзопланеты атмосфера и, если да, каковы ее характеристики.