TESS обнаружил редкий субнептун

Используя данные, собранные космическим телескопом TESS, международная команда астрономов обнаружила ранее неизвестный внесолнечный мир. Вновь найденная экзопланета, получившая обозначение TOI-2196 b, относится к редкой категории горячих субнептунов.

Горячий субнептун в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

TOI-2196 b обращается вокруг желтого карлика, расположенного на расстоянии 861 световых лет от Земли. По своей массе, радиусу и возрасту светило очень похоже на наше Солнце.

Орбита TOI-2196 b проходит на очень небольшом расстоянии от родительской звезды. Она совершает один оборот вокруг нее всего за 1,2 дня. По оценкам астрономов, эффективная температура поверхности экзопланеты составляет порядка 1600 °C

Результаты измерений показали, что радиус TOI-2196 b в 3,5 раза превышает радиус нашей планеты. При этом, ее масса превосходит массу Земли в 26 раз. Это дает среднюю плотность в 3,31 г/см³, что является очень большим показателем для подобной категории тел.

Открытие TOI-2196 b может стать еще одним шагом на пути к разрешению загадки «пустыни горячих нептунов»  — почти полному отсутствию нептуноподобных тел на коротких орбитах вокруг звезд. Согласно одному из наиболее популярных объяснений, дефицит таких тел может объясняться быстрой потерей их атмосферы, под действием излучения со стороны родительской звезды.  Однако, в случае с TOI-2196 b, результаты моделирования говорят о том, что в то время как экзопланета действительно могла потерять часть своей массы в ходе подобного процесса, этого недостаточно, чтобы принципиально изменить ее физические характеристики.

Также стоит отметить, что имеющиеся данные говорят том, что в этой системе есть еще как минимум одно тело (газовый гигант или коричневый карлик). Но для подтверждения его существования потребуются дополнительные наблюдения.