Темная материя искривила нашу Галактику

Края диска нашей Галактики изогнуты в разные стороны. Ученые изучили гало Млечного Пути и пришли к выводу, что ответственна за это темная материя, которая словно пузырь окружает нашу звездную систему.

Темная материя выкривляет Млечный Путь
Темная материя выкривляет Млечный Путь. Источник: www.space.com

Млечный Путь перекосило

Галактика Млечный Путь, частью которой является Солнечная система, принадлежит к типу спиральных. Сначала люди думали, что она представляет собой плоский диск. Однако исследования второй половины XX века показали, что он искривлен как некоторые другие подобные ей объекты.

На самом деле искривление существенно ощутимо лишь на концах диска Млечного Пути. Один из них загнут «вниз», а противоположный ему — «вверх», хотя оба эти определения на самом деле условны. Ведь эти понятия существуют только на поверхности планет.

Причина этого оставалась неизвестной. Однако в новом исследовании ученые пришли к выводу, что ответственным за это явление выступает гало из темной материи, которое окружает Млечный Путь. Вещество в нем никак не вступает во взаимодействие с обычной, поэтому о нем мы можем судить только по гравитационному воздействию.

Перекошенная темная материя

Исходной точкой для нынешних исследований стали данные телескопа Gaia, опубликованные в статье 2022 года. В ней приводятся данные о движении примерно 2 млрд звезд. Часть из них находится не в диске, а в гало — чрезвычайно разреженной сферической оболочке, которая его окружает. И их движения странным образом смещены в одну сторону.

Причину этого ученые видят в том, что вокруг гало из обычных звезд находится еще одна оболочка из темной материи. И этот гигантский пузырь невидимого вещества наклонен относительно остальной галактики примерно на 20°. По крайней мере, такое решение подсказало исследователям моделирование эволюции нашей звездной системы в течение 5 млрд лет.

Они увидели, что именно этот вариант моделирования больше всего соответствует тому, что они наблюдают. По мнению авторов статьи причиной такого странного сдвига могло стать столкновение Млечного Пути с другой галактикой, которое произошло много миллиардов лет назад.

Вследствие него гало из темной материи Млечного Пути наклонилось почти на 50° относительно оси его диска, что и вызвало искривление основной системы. С тех пор оно медленно выравнивалось, пока не заняло нынешнее положение.