Телескопы NASA зафиксировали послесвечение самого мощного гамма-всплеска в истории

NASA опубликовала серию изображений, полученных космическими телескопами Fermi и Swift. Они демонстрируют послесвечение гамма-всплеска GRB 221009A, уже названного астрономами одним из самых мощных за всю историю наблюдений.

Гамма-всплеск GRB 221009A в видимом диапазоне. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/B. O’Connor (UMD/GWU) & J. Rastinejad & W Fong (Northwestern Univ)

Гамма-всплеск GRB 221009A был зафиксирован 9 октября. Его источник находился в созвездии Стрела. По мнению астрономов, гамма-всплеск был порожден коллапсом сверхмассивной звезды, приведшей к рождению черной дыры.

GRB 221009A привлек внимание ученых по целому ряду причин. Во-первых, он вспыхнул на расстоянии 1,9 млрд световых лет от Земли, что относительно немного по меркам подобных событий. Во-вторых, GRB 221009A удивил ученых количеством выделившейся энергии. Он стал одним из самых ярких всплесков в гамма-диапазоне за всю историю наблюдений. В рентгеновском же диапазоне, GRB 221009A и вовсе светил в несколько сот раз ярче чем подобные,   наблюдавшиеся ранее, источники.

Гамма-всплеск GRB 221009A в рентгеновском диапазоне. Источник: NASA/Swift/A. Beardmore (University of Leicester)

Неудивительно, что наблюдавшим за GRB 221009A телескопам удалось сделать ряд интересных снимков его послесвечений. Одно из них было получено, принадлежащей NASA обсерваторией, Swift. Оно демонстрирует, как GRB 221009A выглядел через час, после всплеска. Характерные яркие круги вокруг источника сформировались из-за рассеивания рентгеновских лучей на частицах пыли в нашей галактике.

Анимация гамма-всплеска GRB 221009A от обсерватории Fermi. Источник: NASA/DOE/Fermi LAT Collaboration

Также NASA опубликовала анимацию, составленную из снимков гамма-обсерватории Fermi. Она демонстрирует вспышку и затухание GRB 221009A (центр снимка). Пересекающая левую часть кадра диагональная полоса, соответствует гамма-излучению от Млечного Пути. В общей сложности, анимация охватывает свыше десяти часов наблюдений за GRB 221009A.