Телескоп Hubble продолжит работать с одним гироскопом

Более недели назад космический телескоп Hubble перешел в безопасный режим. 4 июня специалисты NASA сообщили, что причиной этого стал выход из строя одного из гироскопов. Теперь обсерватория продолжит работать только на одном приборе.

Космический телескоп Хаббл
Космический телескоп Hubble. Источник: NASA

Космический телескоп Hubble вышел из строя

Более недели назад NASA сообщила, что космический телескоп Hubble перешел в спящий режим, когда один из трех гироскопов, которые до сих пор работали на нем, окончательно вышел из строя. До этого он уже несколько раз прекращал работать, но специалистам удавалось восстановить его.

4 июня официальные лица аэрокосмической администрации устроили по нему брифинг, где стало известно, что вернуть гироскоп к жизни не удалось. Теперь инженеры вынуждены привести в действие план, разработанный еще 20 лет назад.

Согласно ему, теперь Hubble будет постоянно использовать для ориентации только один из двух оставшихся гироскопов. Это сильно уменьшит его возможности. Количество наблюдений, которые он сможет делать за неделю, уменьшится на 12 процентов.

Будет также уменьшена гибкость планирования наблюдений вблизи Солнца, поскольку режим одного гироскопа будет иметь большую зону отчуждения. Hubble не сможет наблюдать движущиеся объекты ближе к Марсу, такие как Луна или околоземные астероиды. Однако обсерватория все еще сможет продолжать активные наблюдения. Ожидается, что она будет находиться в эксплуатации по крайней мере до 2030-х годов.

Возможное обслуживание телескопа

Два оставшихся гироскопа, являющиеся «улучшенными» вариантами, установленными во время последней миссии обслуживания шаттла к Hubble в 2009 году, рассчитаны на срок службы, в пять раз превышающий номинальный — 50 000 часов.

Один гироскоп проработал 142 000 часов, а второй — почти 90 000. Ни один из них не испытал никаких серьезных проблем, в отличие от неисправного гироскопа.

Проблемы с неисправным гироскопом Hubble привели к возобновлению разговоров об отправке частной миссии к космическому телескопу для повышения его орбиты и возможного ремонта. В сентябре 2022 года NASA объявила, что подписала соглашение о Космическом акте со SpaceX для изучения миссии перезапуска Hubble с помощью космического корабля Crew Dragon с возможностью выполнения ремонта, например, установки новых гироскопов.

Еще около года назад специалисты дали положительное заключение о возможности такой миссии. Однако с тех пор и NASA, и SpaceX ничего не говорили о конкретных планах. И вот теперь стало понятно, что этого полета не будет. В аэрокосмической администрации слишком сильно боятся, что астронавты повредят старый телескоп.

По материалам spacenews.com