Телескоп Hubble пришел на помощь астроному-любителю из Японии

Группа сопровождения миссии Hubble опубликовала новое изображение. На нем запечатлена галактика NGC 941.

Галактика NGC 941. Источник: ESA/Hubble & NASA, C. Kilpatrick

NGC 941 расположена на расстоянии 55 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Треугольника. Она классифицируется как спиральная галактика. На фото Hubble можно увидеть ее рукава, которые сливаются в вихревой диск, окруженный тусклым гало. Ядро галактики светится более ярким цветом и имеет вкрапления темной пыли.

Снимок NGC 941 был сделан Hubble из-за события, произошедшего несколько лет назад. Речь о вспыхнувшей сверхновой, получившей обозначение SN 2005ad. Наблюдения за местом ее вспышки проводились в рамках проекта, целью которого является изучение сверхновых II типа, возникающих в результате коллапса звезд-гигантов.

Хотя исследование было выполнено профессиональными астрономами, сама SN 2005ad обязана своим открытием выдающемуся астроному-любителю Коити Итагаки, открывшему более 170 сверхновых. В связи с этим может возникнуть вопрос, как астролюбитель смог заметить нечто подобное раньше профессиональных ученых, имеющих доступ к таким телескопам, как Hubble. Ответ отчасти заключается в том, что обнаружение сверхновых — это смесь мастерства, возможностей и удачи. Их вспышки происходят необычайно быстро: они внезапно появляются,  затем становятся ярче и тусклее в течение нескольких дней или недель.

Другой аспект заключается в том, что профессиональные астрономы зачастую не так много времени уделяют собственно наблюдениям. На таких телескопах, как Hubble, существует большая конкуренция за время, и тогда для обработки и анализа данных, полученных за несколько часов наблюдений, могут потребоваться недели, месяцы, а иногда и годы. Астрономы-любители могут проводить гораздо больше времени, наблюдая за небом, и иногда располагают чрезвычайно впечатляющими системами телескопов, компьютеров и программного обеспечения.

Умелые любители, такие как Итагаки, замечают так много сверхновых, что существует целая онлайновая система сообщений о них (Transient Name Server). Она является большим подспорьем для профессиональных астрономов, ведь в случае со сверхновыми, время действительно играет решающую роль. После сообщения об открытии SN 2005ab ученые смогли провести спектроскопические исследования и подтвердить ее как сверхновую II типа. В итоге это позволило включить ее в список целей для наблюдения Hubble.

По материалам https://esahubble.org