Телескоп Горизонта Событий изучил джеты черной дыры

В 1949 году астрономы обнаружили, что близкая к Млечному Пути галактика Центавр А является очень ярким объектом в радиодиапазоне. Сейчас мы знаем, что это связано с расположенной в ее центре сверхмассивной черной дырой, чья масса в 55 млн раз превышает солнечную. Она активно поглощает вещество, что сопровождается образованием джетов, являющихся источником радио- и рентгеновского излучения.

Галактика Центавр А. На врезке показано изображение ее джетов в радиодиапазоне. Источник: Radboud University; ESO/WFI; MPIfR/ESO/APEX/A. Weiss et al.; NASA/CXC/CfA/R. Kraft et al.; EHT/M. Janssen et al.

В 2019 году астрономы из проекта «Телескоп горизонта событий» (Event Horizon Telescope — EHT) представили первое изображение «тени» черной дыры, расположенной в галактике M87, масса которой в 6,5 млрд раз превышает солнечную. Оно хорошо согласовалось с предсказаниями Общей теории относительности. Однако остался вопрос, как ведет себя материя в окрестностях менее массивных и активных черных дыр.

Поэтому астрономы обратили взор на Центавр А. Они проанализировали результаты наблюдений, выполненных на радиотелескопах проекта EHT в 2017 году. В результате им удалось получить снимки, разрешение которых в 16 раз превосходит наилучшие предыдущие изображения. Они позволили изучить структуру джетов черной дыры на расстоянии до 0,6 световых дней.

Сравнение джетов галактики Центавр А и М87. Источник: Michael Janssen et al. / Nature Astronomy, 2021

Анализ снимков показал, что геометрия джетов Центавр А и галактики M87 аналогична. Это подтверждает теорию о том, что гигантские черные дыры являются увеличенной копией своих меньших аналогов. Кроме того, астрономы определили положение сверхмассивной черной дыры относительно ее джетов, что поможет при дальнейших наблюдениях этой галактики.

По материалам: https://arstechnica.com