Телескоп ESA нашел «ускоритель частиц» в туманности Ламантин

Европейской космическое агентство (ESA) опубликовало новый снимок, сделанный при помощи рентгеновского телескопа XMM-Newton. На нем запечатлена туманность W50, также известная под неформальным названием туманность Ламантин.

Туманность Ламантина (W50). Данные XMM-Newton (мягкое рентгеновское излучение) представлены желтым цветом, пурпурный соответствует рентгеновскому излучению средней энергии, голубой — жесткому рентгеновскому излучению, красный цвет — радио- и зеленый — оптическому излучению. Источник: S. Safi-Harb et al (2022)

W50 расположена на расстоянии 18 тысяч световых лет от Земли по направлению к созвездию Орла. Она образовалась примерно 30 тысяч лет назад в результате коллапса гигантской звезды. Это одна из крупнейших подобных структур на небе. Если бы мы могли увидеть W50 невооруженным глазом, она заняла бы площадь, эквивалентную четырем лунным дискам.

Что необычно для остатка сверхновой, в ядре W50 осталась черная дыра. Этот центральный «микроквазар» известен как SS 433. Он испускает мощные джеты, движущиеся со скоростью, близкой к четверти скорости света. Они пробивают окружающую газовую оболочку, создавая характерную форму с двумя лепестками. На опубликованном снимке SS 433 обозначен красной точкой в ​​середине изображения.

Туманность привлекла внимание ученых в 2018 году, когда было обнаружено, что она является источником высокоэнергетических частиц. Чтобы определить их происхождение, ученые задействовали рентгеновский телескоп XMM-Newton. Он обнаружил, что ускорение частиц происходит в рентгеновской струе, вырывающейся из области, расположенной примерно в 100 световых годах от микроквазара (на снимке она показана пурпурными и голубыми цветами ближе к левой стороне SS 433). Этот регион простирается примерно на 300 световых лет.

По мнению исследователей, поток выбрасываемых, из окрестностей черной дыры, частиц повторно заряжается в этой области из-за ударных волн в расширяющихся газовых облаках и усиленных магнитным полем. Поскольку W50 действует как гигантская природная лаборатория, позволяющая изучать широкий спектр астрофизических явлений, в будущем ученые намереваются продолжить ее наблюдения.

Ранее мы рассказывали об обнаружении одной из наиболее медленных черных дыр.