Сверхмассивная черная дыра оказалась похожа на фонтан

Ученые смогли изучить движение материи вблизи сверхмассивной черной дыры в галактике Циркуль. Оказалось, что большую часть газа она «выплевывает» назад. Все это похоже на гигантский космический фонтан.

Черная дыра
Черная дыра. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), T. Izumi et al.

Черная дыра и газ вокруг нее

Международная исследовательская группа использовала один из крупнейших в мире массивов радиоантенн ALMA, чтобы подробно изучить, что происходит непосредственно рядом со сверхмассивной черной дырой. Они изучили газ, двигающийся вблизи подобного объекта, который находится в галактике Циркуль.

Сверхмассивные черные дыры находятся в центре практически каждой большой галактики. Эти объекты сами по себе невидимы, но взаимодействуют с огромным количеством вещества вокруг них. Хорошо известно, что вокруг них находится аккреционный диск, вещество в котором быстро вращается и постепенно падает на них.

Космический фонтан

С помощью ALMA астрономы смогли изучить область в радиусе нескольких световых лет вокруг черной дыры. Им впервые удалось увидеть аккреционный поток, то есть движение газа внутри раскаленного диска. Эта задача считается чрезвычайно сложной, однако благодаря чувствительности гигантского телескопа ученым удалось уловить свет там, где он поглощался интенсивнее всего.

Благодаря этому удалось точно установить, сколько материи действительно поглощает черная дыра. Оказалось, что поток достаточно велик, однако большая часть его горизонт событий так и не пересекает. Вместо этого гравитационные возмущения выбрасывают этот материал наружу. Там он снова попадает в аккреционный диск и его путешествие повторяется.

По словам специалистов, все это напоминает гигантский космический фонтан. Газ вокруг черной дыры может многократно падать на нее, то выбрасываться наружу. Каждый раз внутрь черной дыры или за пределы ее гравитационного воздействия попадает только крошечная частица вещества.

Однако до сих пор никто эти процессы подробно не изучал. В частности, оставалось неизвестным, насколько много вещества поглощают сверхмассивные черные дыры за единицу времени. Этот вопрос крайне важен ввиду того, что он влияет на картину эволюции этих космических монстров.