Существует ли экзопланета размером меньше Меркурия?

По сравнению со многими открытыми экзопланетами Земля довольно крошечная. Например, Юпитер легко вместит в себя более 1300 земель. Однако наша планета не является самой маленькой в целом. В рамках Солнечной системы этот титул принадлежит Меркурию, после того, как в 2006 году Плутон был признан карликовой планетой. Но существуют ли экзопланеты еще меньшего размера?

Kepler-37b
Самая маленькая экзопланета Kepler-37b. Иллюстрация: Space Engine

Глядя на чрезвычайно малые экзопланеты, вращающиеся вокруг других звезд, неудивительно, что их очень трудно обнаружить. Из тех, что удалось найти, самой маленькой является Kepler-37b, открытая в 2013 году с помощью космического телескопа Kepler. Она меньше Меркурия — почти такого же размера, как Луна.

Kepler 37-b была обнаружена с помощью транзитного метода, который помогает понять, как планеты проходят перед своими звездами, затемняя их свет. С использованием этого метода ученые могут определить не только существование планет, но и некоторые их характеристики, такие как размер и расстояние до звезды.

Эта крошечная планета вращается вокруг звезды Kepler-37, расположенной на расстоянии примерно 209 световых лет от нас. Эта звезда похожа на Солнце, но немного меньше и холоднее. Ее компанию составляют еще три планеты, однако ни одна из них не является такой маленькой, как Kepler-37b.

Kepler-37
Экзопланета Kepler-37b на орбите вокруг звезды Kepler-37. Иллюстрация: Space Engine

Вопрос, можно ли считать Kepler-37b планетой, остается открытым. Она значительно отличается от планет нашей Солнечной системы. Согласно с определением Международного астрономического союза, планетой может считаться небесное тело достаточно большого размера, чтобы иметь сферическую форму и очистить свою орбиту от других объектов. Впрочем, определение планеты трудно применять к экзопланетам.

Хотя Kepler-37b удерживает титул самой маленькой планеты уже более десяти лет, скоро ее может подвинуть новый кандидат. Телескоп Nancy Grace Roman Space Telescope, запуск которого запланирован на 2027 год, может найти еще больше экзопланет, используя метод микролинзирования, что позволит обнаружить около 2600 экзопланет с помощью гравитационного линзирования, одна из которых может быть еще меньше.

Ранее мы сообщали о необычной системе Kepler-385.