Мощный удар Солнца по Меркурию вызвал рентгеновские полярные сияния

На другой стороне Солнца недавно развернулось колоссальное извержение, в 40 раз больше Земли. Это астрономическое явление высвободило в космос огромное по объему облако плазмы, на пути которого оказался Меркурий. В результате мощного солнечного ветра на скалистой планете образовались рентгеновские полярные сияния.

Взрыв огромной петли плазмы с противоположной стороны Солнца
Взрыв огромной петли плазмы с противоположной стороны Солнца 9 марта 2024 года. Авторство изображения: NASA/SDO

Мощная солнечная вспышка произошла 9 марта. Ее наблюдала Обсерватория солнечной динамики NASA (SDO). От вспышки образовалось взрывное извержение и частично скрытый плазменный вихрь, который протянулся на впечатляющие 500 тыс. км. Данные SDO показали не только образование «огненного каньона» на поверхности Солнца, но и выброс значительной корональной массы. Это облако состоит из намагниченной плазмы, которая столкнулась с Меркурием 10 марта, атакуя маленькую скалистую планету, которая из-за своей близости к Солнцу регулярно сталкивается с такими выбросами. Из-за такого соседства планета лишена атмосферы, а ее раскаленная поверхность напоминает об опасных солнечных явлениях.

Когда электроны от выброса ударяются о незащищенную поверхность Меркурия, они испытывают быстрое замедление, что способствует высвобождению энергии в виде рентгеновского излучения. Этот уникальный процесс приводит к образованию полярного сияния, которое можно наблюдать в рентгеновских лучах, объясняет Live Science.

Жуткое полярное сияние на Меркурии
Если бы наши глаза могли видеть рентгеновское излучение, вот как могло бы выглядеть полярное сияние на Меркурии. Фото: Inverse

Это монументальное извержение служит последним свидетельством того, что сейчас Солнце достигает пика своего 11-летнего цикла, известного как солнечный максимум. Вероятно, он начался раньше, чем ожидалось. Во время солнечного максимума вспышки и бури усиливаются из-за ослабления и, наконец, инвертирования магнитного поля Солнца.

Тревожным аспектом солнечного максимума является проблема мониторинга обратной стороны Солнца, где гигантские солнечные пятна могут вызвать неожиданные солнечные бури. Примером такой непредсказуемости является недавний неожиданный удар по Меркурию. Поскольку эти солнечные пятна могут вращаться в сторону Земли, наша планета остается уязвимой к вспышкам и корональным выбросам плазмы, как это было продемонстрировано в январе 2023 года, когда невидимое солнечное пятно выпустило вспышку X-класса, едва не задев Землю.

Изображение образования рентгеновских полярных сияний на Меркурии в результате мощного выброса корональной массы. Авторство изображения: NASA

Секретным «оружием» NASA в противодействии этим невидимым угрозам является марсоход Perseverance. Этот аппарат время от времени позволяет увидеть обратную сторону Солнца, предоставляя ученым ценную информацию. Но только тогда, когда Земля и Марс выравниваются на противоположных сторонах Солнца. Это еще называется солнечным соединением.

Ранее мы сообщали о том, что сверхмощное извержение на Солнце заметили даже на Марсе.