Странное ограничение: США запрещено исследовать доставленные Китаем образцы с Луны

На прошлой неделе китайский лунный зонд «Чанъэ-6» успешно приземлился во Внутренней Монголии с первыми в истории образцами, которые были собраны на обратной стороне Луны. Это событие взволновало международное научное сообщество, ведь обратная сторона Луны, остается загадочной. До этого момента только Китай осуществлял высадку на обратную сторону нашего спутника.

Чанъэ-6
Лунный зонд «Чанъэ-6». Иллюстрация: CNSA

Однако США не смогут исследовать эти образцы из-за «поправки Вольфа» 2011 года, которая запрещает NASA использовать государственные средства для сотрудничества с Китаем без подтверждения от ФБР, если такое сотрудничество не угрожает национальной безопасности или не повлечет за собой утечку технологий. Этот закон стал предметом споров между политическими фракциями в США: одни видят Китай как нового противника в космосе, а другие стремятся воспользоваться его успехами в пользу науки.

Вице-председатель Китайского национального космического управления Бянь Чжиган заявил, что устранение этого препятствия позволило бы США и Китаю начать регулярное аэрокосмическое сотрудничество. Китай сообщил, что «Чанъэ-6» вернул почти два килограмма лунного материала. Хотя это не самый большой образец, ведь миссия Apollo смогла вернуть рекордные 11 кг лунного материала в 1972 году, это первый образец, доставленный с обратной стороны Луны.

Загадочная обратная сторона Луны

Поверхность обратной стороны Луны чрезвычайно скалистая и покрыта кратерами, что затрудняет ее исследование. Миссия «Чанъэ-6» может дать ответы на вопросы о местных ресурсах, которые могут использовать будущие исследователи, в частности, водяной лед.

Чанъэ-6
Посадочный аппарат «Чанъэ-6» с детектором отрицательных ионов NILS на Луне (выделен зеленой рамкой). Фото: CNSA/CLEP

Хотя Китай сотрудничает со многими странами в рамках этой миссии, США, вероятно, не будут участвовать в анализе образцов из-за «поправки Вольфа». В то же время Китай открыт к международному сотрудничеству. Директор по международному сотрудничеству Китайского национального космического управления Лю Юнфэн пригласил ученых со всего мира подавать заявки на исследование образцов.

«Поправка Вольфа» имела целью оказать давление на Китай по улучшению ситуации с правами человека, но желаемых изменений не произошло. Зато Китай достиг значительных успехов в космической отрасли, отправив несколько луноходов на Луну и запустив собственную космическую станцию.

Хотя сотрудничество между NASA и Китаем в исследовании образцов остается маловероятным, космическое агентство призвало ученых подать заявку на исследование образцов, возвращенных миссией «Чанъэ-5» в 2020 году. Сейчас Китай имеет сильную позицию в космических исследованиях, значительно опередив NASA, которая в последний раз осуществила высадку на Луну более полувека назад.

Ранее мы сообщали о том, как Китай планирует использовать Луну для атаки по США из космоса.

По материалам futurism.com