«Столкновение» со звездой-пришельцем навсегда изменило облик Солнечной системы

Миллиарды лет назад Солнечная система могла сблизиться с пролетающей мимо звездой. В теории это объясняло бы аномальные орбиты некоторых объектов, расположенных на внешних границах нашей системы, а также странные спутники соседних планет.

Изображение Проксимы Центавра
Изображение Проксимы Центавра. Источник: Space Engine

Согласно новым исследованиям, опубликованным в Nature Astronomy и The Astrophysical Journal Letters, эта звезда могла приблизиться к Солнцу на 110 астрономических единиц (а.е.), что значительно ближе, чем зонд Voyager 1, который сейчас находится на расстоянии 164 а.е. от Земли.

Несмотря на то, что ближайшая известная звезда, Проксима Центавра, расположена на расстоянии более четырех световых лет, миллиарды лет назад такое сильное сближение было довольно «драматичным». Событие могло возмутить орбиты объектов во внешней части Солнечной системы, за пределами Нептуна. Астрофизик Сюзанна Пфальцнер отмечает, что многие транснептуновые объекты, которые имеют эксцентричные орбиты, наклоненные относительно общей плоскости планет, могли образоваться именно благодаря воздействию близкой звезды.

Феба
Спутник Сатурна Феба является ярким примером объекта, который прилетел с края Солнечной системы и был захвачен гравитацией газового гиганта. Как и многие другие, он вращается вокруг Сатурна в противоположном направлении. Авторство: NASA / JPL

Для проверки этой гипотезы ученые провели более 3000 компьютерных симуляций. Результаты подтвердили возможность влияния звезды-нарушителя, что не только объясняет странные орбиты некоторых объектов, таких как карликовая планета Седна, но и орбиты ретроградных спутников, таких как спутник Сатурна Феба.

Симуляционные снимки модели A1
Симуляционные снимки модели A1. Авторство: Nature Astronomy (2024)

Соавтор исследования Амит Говинд считает, что эта звезда была примерно на 20% легче Солнца и могла приблизиться к нам на расстояние в четыре раза большее, чем расстояние до Нептуна. Эта встреча также могла привести к захвату некоторых транснептуновых объектов вглубь Солнечной системы, которые затем были захвачены гравитацией планет-гигантов. «Это объясняет, почему внешние планеты нашей Солнечной системы имеют два разных типа спутников», — отмечает Саймон Портегис Зварт, соавтор исследования.

Открытие может ознаменовать потрясающий эпизод в истории нашей Солнечной системы, который ранее оставался без внимания.

Ранее мы сообщали о том, как структуру Млечного Пути сформировало древнее столкновение.