Starliner «застрял» в космосе: NASA отсрочила возвращение космического корабля

NASA и Boeing во второй раз отложили возвращение космического корабля Starliner на Землю. Два астронавта задержатся на Международной космической станции (МКС) еще четыре дня. Возвращение экипажа запланировано на 26 июня, чтобы получить больше времени на проведение летных испытаний.

Boeing Starliner
Иллюстрация художника космического корабля Boeing Starliner, который пристыковывается к МКС, как это видно в отображении козырька скафандра астронавта. Авторство: Boeing

«Мы хотим дать нашим командам больше времени для анализа данных и убедиться, что они готовы вернуться домой», — сказал руководитель программы коммерческих полетов NASA Стив Стич.

Капсула Starliner компании Boeing стартовала 5 июня на ракете Atlas V компании United Launch Alliance с астронавтами NASA Бутчем Уилмором и Суни Уильямс на борту. Космический корабль совершил рискованную стыковку с МКС, которая сопровождалась техническими проблемами. Пять двигателей космического корабля вышли из строя во время сближения, четыре из них были впоследствии восстановлены.

В Starliner также обнаружено пять утечек гелия, об одной из которых было известно еще до запуска. Инженеры считают, что утечки могут быть связаны с работой двигателей. Стич заверил, что за последние девять дней уровень утечек снизился. Гелий используется в двигательных установках космического корабля для работы двигателей без горючих или токсичных веществ. Как уверяют в NASA, запаса гелия на борту Starliner достаточно для возвращения.

Космический корабль Starliner
Космический корабль Starliner, пристыкованный к модулю Harmony, когда Международная космическая станция вращается на высоте 400 км над побережьем Средиземного моря возле Египта. Авторство: NASA

Команда также оценивает состояние клапана изоляции окислителя RCS в сервисном модуле, который не закрыт должным образом. RCS использует двигатели для управления положением, а клапан регулирует поток окислителя для сжигания топлива в двигателях. Несмотря на проблемы, Стич заверил, что экипаж Starliner чувствует себя комфортно перед возвращением.

Выявленные недостатки Starliner

Испытательный пилотируемый полет является частью программы коммерческих полетов NASA для транспортировки экипажа и грузов на МКС и обратно по контракту на 4,3 млрд долларов США. Другой партнер NASA, SpaceX, уже доставил восемь экипажей на станцию, тогда как Boeing Starliner претерпел несколько задержек и технических неполадок.

Boeing совершил два полета на МКС без экипажа — оба постигли проблемы. Сейчас в процессе первый полет космического корабля с астронавтами на орбиту.

МКС и Starliner, сфотографированные одним из спутников компании Maxar. Источник: Maxar

«Это испытательный полет, и мы научимся некоторым вещам. Мы узнали, что наша гелиевая система работает не так, как задумано, поэтому должны выяснить причину», — сказал Марк Наппи, вице-президент и руководитель программы коммерческих полетов Boeing.

Представители NASA и Boeing подтвердили, что Starliner безопасен для возвращения астронавтов. Но команда решила оставить его пристыкованным к МКС для проведения дополнительных испытаний на орбите. Он может остаться там до 45 дней.

Ожидается, что путешествие домой займет около шести часов, и космический корабль приземлится в пустыне Юта 26 июня.

Ранее мы сообщали о том, как астронавты увидели полет Starliner на фоне полярного сияния.

По материалам gizmodo.com