Спутники свидетельствуют, что уровень грунтовых вод в Европе снизился

Спутники Tom и Jerry составили высокоточную гравитационную карту Европы. Ученые добавили к ней данные наземных наблюдений и измерили уровень грунтовых вод в Старом свете. Он остается низким с 2018 года.

Сниженный уровень грунтовых вод в Европе в 2019 году
Сниженный уровень грунтовых вод в Европе в 2019 году. Источник: Рhys.org

Tom и Jerry наблюдают за грунтовыми водами

Ученые пришли к выводу, что грунтовые воды в Европе остаются на очень низком уровне с 2018 года. Эта ситуация была отмечена еще в статье, опубликованной в 2020 году, но с тех пор положение вещей ничуть не улучшилось. Причем такой результат ученые получили достаточно оригинальным способом.

Геодезисты использовали данные спутников Tom и Jerry, уже несколько лет летающих на низкой околоземной орбите высотой 490 км. При этом спутники на скорости около 30 тыс. км/ч совершают 15 оборотов вокруг Земли за сутки.

Однако расстояние между ними все время остается постоянным — 200 км. Именно этим они так похожи на героев одноименного мультфильма — те тоже никогда не могут догнать друг друга. Изменяться дистанция может только тогда, когда они пролетают над гравитационной аномалией, например, горой.

В этом случае передний сателлит немного ускоряется и расстояние увеличивается. Пользуясь этим, можно составить подробную карту гравитационного поля. А дальше на помощь исследователям пришли наблюдения, проведенные непосредственно на поверхности Земли.

Как изменился уровень грунтовых вод в Европе

Вода — это достаточно тяжелая вещь, и когда на землю выпадает определенное количество сантиметров осадков или в реке уровень воды повышается на метр, то это ощутимо влияет на локальное гравитационное поле. Именно эти данные «отняли» исследователи от карты Tom и Jerry.

У них осталась только вода, которая находится под поверхностью Земли. На самом деле ее там немало, ведь именно она питает значительную часть рек и обеспечивает влажность почв. Оказалось, что, несмотря на все наводнения, произошедшие в Европе за последние пять лет, уровень подземных вод, который снизился во время засухи в 2018-м, так и не восстановился.

Ученые до сих пор удивлены тем, что вода может быть проблемой в Европе. Ведь уровень грунтовых вод — это не только вопрос сельского хозяйства. Как показала засуха в этом году, водоемы тоже очень чувствительны к нему.

А уменьшение воды в реках и прудах — это не только гибель многочисленных водных видов, но и проблемы с энергетикой. Атомные электростанции нуждаются в большом количестве воды для охлаждения. ГЭС же просто не хватает массы жидкости, чтобы превратить ее падение в электричество.

По материалам Рhys.org.