«Спектр-РГ» зафиксировал приливное разрушение звезды

9 ноября 2020 года, установленный на борту космической обсерватории «Спектр-РГ», рентгеновский телескоп eROSITA обнаружила новый источник излучения, получивший обозначение SRGeJ213527.3−181634. Он был расположен в ничем особо не примечательной, сравнительно небольшой галактике, ядро которой ранее не демонстрировало активности.

Зарегистрированный «Спектр-РГ» рентгеновский источник. Источник: ИКИ РАН

Последующий анализ архивных данных показал, что несколькими месяцами ранее телескоп ZTF (Zwicky Transient Facility) зарегистрировал в этой галактике оптическую вспышку, классифицированную как кандидат в сверхновые звезды.

В дальнейшем новый источник был исследован при помощи телескопа Кека (обсерватория Мауна Кеа). В его спектре удалось найти эмиссионные линии водорода, а также ионов гелия и кислорода. В итоге ученые пришли к выводу, что ZTF и «Спектр-РГ» увидели не вспышку сверхновой, а последствия приливного разрушения звезды, которая «подобралась» слишком близко к расположенной в центре галактики сверхмассивной черной дыре и была разорвана ее гравитаций. Часть звездного вещества образовала аккреционный диск, ставший источником рентгеновского излучения.

По материалам http://press.cosmos.ru