«Спектр-РГ» обнаружил миллион рентгеновских источников в северном полушарии небесной сферы

В декабре прошлого года установленный на борту космической обсерватории «Спектр-РГ» телескоп eROSITA завершил свой второй обзор неба. В ходе анализа собранной информации выяснилось, что ему удалось зарегистрировать в северном полушарии небесной сферы миллион источников рентгеновского излучения.

Рентгеновская карта неба, полученная обсерваторией «Спектр-РГ» по результатам двух первых обзоров неба. Источник: Гильфанов, Медведев, Сюняев и российский консорциум eROSITA, 2021

По словам астрономов, примерно 20% этих источников являются звездами Млечного Пути с очень горячими и яркими коронами, способными производить мощные вспышки в рентгеновском диапазоне. Что касается оставшихся объектов, то многие из них представляют собой активные ядра далеких галактик (квазары). Они содержат сверхмассивные черные дыры, окруженные аккреционными дисками и создающие релятивистские джеты. Такие объекты можно отличить от звезд благодаря тому, что поток видимого и инфракрасного излучения от них меньше, чем от рентгеновского. Кроме того, для наблюдателя они остаются практически неподвижными, в отличие от светил Млечного Пути, положение которых на небе за время наблюдения смещается на одну-две миллисекунды дуги.

Недавно была опубликована новая рентгеновская карта небесной сферы, составленная по результатам работы «Спектр-РГ». Цвета на ней соответствуют диапазонам энергий: красный — 0,3-0,6 кэВ, зеленый — 0,6-1,0 кэВ, синий —1,0-2,3 кэВ. Широкая темная полоса вблизи экватора соответствует положению главной плоскости Млечного Пути, заполненной холодным газом и пылью, которые поглощают мягкое рентгеновское излучение. Также заметно свечение горячего газа в гало нашей галактики.

Ярко-желтые и оранжевые области в правой части карты — огромные газовые структуры, получившие название «пузыри eROSITA». Яркие источники вблизи центра — остатки вспышек сверхновых в области звездообразования в созвездии Лебедя, черная дыра Лебедь Х-1, аккрецирующие нейтронные звезды Лебедь Х-2 и Лебедь Х-3 в тесных двойных системах, а также радиогалактика Лебедь А с джетами длиной в миллионы световых лет. Рентгеновские изображения этих и других ярчайших источников несколько размыты из-за однократных рассеяний в оптической системе телескопа.

Рентгеновская карта неба, полученная обсерваторией «Спектр-РГ» в ходе первых трех недель сканирования, начатого в середине декабря 2020 года. Источник: Гильфанов, Медведев, Сюняев и российский консорциум eROSITA, 2021

Недавно «Спектр-РГ» приступил к своему третьему обзору. В общем сложности за следующие три года работы обсерватория повторит обзор всего неба шесть раз, что позволит обнаружить еще множество рентгеновских источников (в том числе переменные).

По материалам http://press.cosmos.ru