«Спектр-РГ» нашел остаток сверхновой над плоскостью Млечного Пути

Установленный на борту космической обсерватории «Спектр-РГ» телескоп eROSITA обнаружил ранее неизвестный рентгеновский источник, получивший обозначение G116.6-26.1. По мнению исследователей, это остаток сверхновой, вспыхнувшей 40 тысяч лет назад. Его основное отличие от нескольких сотен подобных объектов — это расположение, а также свойства газа, в котором находилась взорвавшаяся звезда.

Остаток сверхновой G116.6-26.1. Источник: ИКИ РАН

Открытие старого остатка сверхновой в нашей Галактике — достаточно редкое событие. G116.6-26.1 к тому же находится не в плоскости Млечного Пути («диск» толщиной около тысячи световых лет, где в основном сосредоточено звездное население, который окружает более разреженное звездное и газовое гало, простирающееся на десятки и сотни тысяч световых лет, а на расстоянии 4 тысячи световых лет над ней и в 10 тысячах световых лет от Солнца.

И хотя это все еще наша Галактика, но так высоко над ее плоскостью остатки сверхновых еще не наблюдались. Там не могла взорваться короткоживущая (всего миллионы лет) массивная звезда — их на такой «высоте» просто нет. Это был термоядерный взрыв белого карлика (т.н. сверхновая типа Iа), масса которого превысила предел Чандрасекара (около 1,44 солнечных масс). В результате его вещество было выброшено взрывом со скоростью около 3000 км/с. Сейчас остаток сверхновой имеет диаметр около 600-700 световых лет.

Место расположения остатка сверхновой G116.6-26.1 в Млечном пути. Источник: ИКИ РАН

Считается, что сверхновые типа Ia вспыхивают в нашей Галактике реже, чем происходят взрывы массивных светил, сопровождающиеся гравитационным коллапсом и образованием нейтронных звезд или черных дыр. До недавнего времени астрономам было достоверно известно о пяти сравнительно молодых остатках подобных событий.

По материалам: https://www.roscosmos.ru