Солнечную систему «приблизили» к центру Млечного Пути

Наша Солнечная система находится на окраине небольшого рукава Ориона чуть севернее главной галактической плоскости. Считается, что подобное расположение сыграло важную роль в эволюции земной жизни. Практически вся история Земли прошла в относительно спокойном регионе, вдали от крупных спиральных рукавов и центра Млечного Пути, что позволило ей избежать влияния катастрофических событий — наподобие близких вспышек сверхновых, способных уничтожить все живое на планете.

Схема диска Млечного пути. Источник: wikipedia.org

В то же время подобное расположение сильно затрудняет изучение пространственной структуры нашей звездной системы. В 2000 г. коллаборация японских астрономов инициировала проект VERE (VLBI Exploration of Radio Astrometry). Его целью являлось изменение расстояния и скоростей движения различных объектов Млечного Пути. Для этого использовались радиотелескопы. Их преимущество в том, что, в отличие от видимого света, радиоволны проходят сквозь газово-пылевые облака, скрывающие как центр Галактики, так и некоторые другие ее регионы.

Проанализировав собранные в рамках проекта данные и соединив их с результатами других наблюдений, исследователи создали новую карту крупномасштабной структуры Млечного Пути. Далее, исходя из уточненных орбит и скоростей 224 различных объектов, они вычислили расположение галактического центра — точки, вокруг которой обращаются все тела нашей Галактики. Именно там находится Стрелец А* — сверхмассивная черная дыра, по массе в 4,2 млн раз превышающая Солнце.

Положение Солнца, галактического центра и 224 объектов, чьи скорости и орбиты были измерены в рамках проекта VERA. Источник: NAOJ

Исследование показало, что галактический центр находится на расстоянии 25 800 световых лет от Солнечной системы. Это примерно на 1900 световых лет меньше, чем считалось ранее. Исходя из этого, астрономы переоценили скорость, с которой Солнце движется вокруг центра Млечного Пути. По их данным, этот показатель составляет 227 км/c, что примерно на 7 км/c больше предыдущих оценок.

Космическое кольцо: астрономы сфотографировали гиперсветящуюся галактику