Solar Orbiter готовится к новому свиданию с Венерой

В ночь с 3 на 4 сентября европейско-американская миссия Solar Orbiter совершит близкий пролет Венеры, пройдя на расстоянии 6420 км от ее поверхности. Аппарат воспользуется гравитацией планеты, чтобы уменьшить перигелий своей орбиты.

Для чего нужны гравитационные маневры?

Гравитационные маневры давно являются неотъемлемой частью большинства межпланетных миссий. Так, Юпитер активно используется в качестве бесплатного ускорителя аппаратами, направляющимися во внешнюю часть Солнечной системы. Благодаря его мощной гравитации, миссии Voyager и New Horizons, сумели на несколько лет сократить время перелета до своих целей.

Однако, гравитация может не только увеличивать, но и уменьшать скорость. Это особенно актуально для миссий, направляющихся во внутреннюю часть Солнечной системы. Дело в том, что гравитация Солнца значительно ускоряет приближающиеся к нему космические аппараты. И для того, чтобы выйти на постоянную орбиту вокруг одной из внутренних планет или уменьшить перигелий своей орбиты, земному посланцу необходимо погасить излишек своей орбитальной скорости. Однако это требует очень больших затрат топлива — значительно больше того, что может взять с собой космический аппарат. Поэтому инженеры обычно используют для погашения скорости гравитацию Венеры или Меркурия.

Траектория полета Solar Orbiter

Предстоящий визит к Венере станет четвертым гравитационным маневром, выполненным Solar Orbiter, с момент запуска в 2020 году. Гравитация Венеры позволит ему уменьшить перигелий своей орбиты до 0,29 а. е. (43 млн км). Это меньше, чем расстояние между Солнцем и Меркурием. Аппарат будет оставаться на этой орбите до 2025 года.

Схема полета аппарата Solar Orbiter. Источник: UST

Из-за конструктивных особенностей зонда, в ходе пролета Solar Orbiter не сможет сделать фотографий Венеры. В то же время он проведет ряд измерений ее магнитных полей, плазменных и радиоволн, а также заряженных частиц.

Следующий визит Solar Orbiter к Венере состоится в 2025 году. Он ознаменует начало его расширенной миссии. В этот раз зонд использует гравитацию планеты не для уменьшения перигелия своей орбиты, а для изменения ее наклонения. В ходе этого и трех последующих маневров, он будет увеличен до 33°. Это даст Solar Orbiter уникальную возможность проводить прямые наблюдения приполярных регионов Солнца, которые невозможно увидеть с Земли.