Смерть изнутри: что будет, если Солнце столкнется с миниатюрной черной дырой

По мнению некоторых космологов, в момент возникновения Вселенной в ней образовались т. н. первичные черные дыры. Они возникли не из-за гравитационного коллапса звезд, а в сверхплотной материи в момент первоначального расширения Вселенной, и были очень небольшими. Такая черная дыра могла быть массой как астероид и размером, как теннисный мяч.

Первичная черная дыра в представлении художника. Источник: astronomy.com

Если допустить, что описанный выше сценарий реален, какая-то часть таких объектов должна была дожить до наших дней. Это ставит следующий вопрос: что произойдет, если подобная миниатюрная черная дыра попадет в центр Солнца? Поглотит ли она нашу звезду и, если да, как быстро это произойдет?

Команда ученых попыталась дать ответ на этот вопрос. В опубликованной на сайте arXiv статье, они изложили результаты выполненных ими расчетов. Исследование показало, что захваченная первичная черная дыра, первоначально не оказала бы почти никакого влияния на звезду, подобную Солнцу. Это связано с огромной диспропорцией их масс. Но в последующем, она начала бы расти и со временем могла бы действительно поглотить всю звезду.

Точный сценарий будет зависеть от первоначальной массы черной дыры. Если она составляет порядка одной миллиардной солнечной, то черная дыра сможет поглотить звезду менее чем за полмиллиарда лет.

Последствия столкновения первичной черной дыры и планеты. Источник: ESO/M Kornmesser

Если же черная дыра намного меньше, и ее масса составляет менее одной триллионной части солнечной массы, то все становится сложнее. Крошечная черная дыра будет поглощать  некоторое количество материи внутри звезды, но не очень быстро. Однако она будет перемешивать вещество в ядре, нагревая его сильнее, чем просто термоядерный синтез. В результате звезда может раздуться до стадии «красного страгглера», который будет холоднее и краснее обычных звезд-гигантов. Вся эта турбулентность в ядре может также повлиять на активность на поверхности звезды. Эффекты будут едва заметны, но все же присутствие черной дыры можно будет выявить при помощи метода астросейсмологии.

Что касается Солнца, то исходя из всех имеющихся на сегодняшний день данных, можно практически наверняка утверждать, что внутри него нет черных дыр. Но не исключено, что в будущем астрономам действительно удастся найти такие звезды во Вселенной.