Слишком сложно и дорого: NASA отменила миссию по обслуживанию старого спутника

NASA отменила миссию OSAM-1, целью которой являлась демонстрация технологии обслуживания старых спутников. Это произошло из-за значительного отставания проекта от графика и большого перерасхода средств.

Ремонт и сборка на орбите

Разработка миссии велась еще с 2016 года. Изначально она носила название Restore-L. Целью миссии должен был стать принадлежащий NASA старый спутник Landsat 7, который был запущен еще в 1999-м и почти исчерпал запасы топлива. Он расположен на 700-километровой солнечно-синхронной орбите. Предполагалось, что Restore-L состыкуется с Landsat 7, используя для этого две роботизированные руки,  после чего попытается дозаправить спутник.

OSAM-1 (концепт). Источник: NASA

В 2020 году миссия получила новое имя OSAM-1 и дополнительную задачу в виде демонстрации возможности  сооружения крупных структур в космосе без непосредственного участия человека. Для этого аппарат предполагалось оснастить пятиметровым роботизированным манипулятором SPIDER. Он должен был собрать на околоземной орбите функциональную антенну диаметром 3 метра, способную передавать сигналы в Ka-диапазоне, а также легкую десятиметровую балку.

Контракт на строительство OSAM-1 и SPIDER получила компания Maxar. Предполагалось, что спутник будет запущен в 2022 году, а общая смета миссии составит от 600 до 700 млн долларов.

Неудача компании Maxar

Увы, но эта задача оказалась слишком сложной для Maxar. Компания очень серьезно недооценила объем и сложность работ, которые потребуются для модификации ее стандартной спутниковой платформы для целей миссии. В итоге она была передана NASA лишь в сентябре 2023 года, на два с половиной года позже запланированного срока.

Корпус OSAM-1. Источник: Maxar Technologies

Аналогичные трудности возникли и при изготовлении SPIDER. NASA даже пришлось упростить конструкцию манипулятора, удалив один из его компонентов. Однако это не сильно помогло.

Из-за всех этих проблем уже к 2022 году бюджет миссии превысил отметку в 2 миллиарда долларов, а дата запуска сместилась на 2026 год. А осень 2023 года был опубликован отчет Генерального инспектора NASA. Его авторы пришли к выводу, что запуск OSAM-1 произойдет не раньше 2027 года, а его стоимость составит 2,17 млрд долларов.

Более того, в отчете было указано, что проект перестал быть приоритетным для Maxar. Это связано с тем, что между NASA и Maxar был заключен контракт по фиксированной цене. Когда из-за всех технических проблем OSAM-1 перестал быть прибыльным и начал приносить убытки, компания перераспределила рабочую силу на более выгодные проекты.

Комбинация из всех этих факторов привела к решению закрыть проект. Что касается уже построенного для него оборудования, NASA попытается найти для него альтернативные способы применения.

Вы также можете посмотреть серию опубликованных компанией Maxar спутниковых снимков. Они демонстрируют некоторые из наиболее знаковых конфликтов и катастроф 2023 года.