Школьные знания физики и астрономии на войне

Украина отмечает День Знаний. В этом году он проходит в условиях полномасштабной войны. Пригодными для военных могут стать школьные математика, физика и астрономия. Мы расскажем, как школьные предметы помогают приближать Победу в войне с Россией.

Школьная физика и астрономия могут пригодиться на войне
Даже астрономия может понадобиться на войне. Источник: flc.losrios.edu

Всеобъемлющая математика

В условиях полномасштабного вторжения России в Украину мы уже сейчас видим, как качество побеждает количество. То есть, меньше по размеру, но более образованная и мотивированная армия дает достойное сопротивление огромному войску врага. В современной войне побеждает тот, кто умеет логически мыслить, быстро и точно анализировать обстановку в поле боя, рассчитывать свои силы и возможности. Всему этому учит математика. Она пронизывает все.

Элементарная математика требует экипажа танка для того, чтобы рассчитать, сколько топлива они потратят на маневр в этот день. Она необходима командиру, заказывающему боекомплект на ближайшие несколько суток. Четкий расчет также нужен для того, чтобы разместить его в таком месте и таком количестве, чтобы потери при его впечатлении были минимальными, но при этом патронов солдатам всегда было достаточно.

Вид знание математики зависит жизнь саперов
Подрыв с помощью огнепроводного шнура. Источник: armyinform.com.ua

А саперам, например, нужно уметь рассчитывать количество взрывчатки для подрыва помехи или неразорвавшегося боеприпаса. Если же при этом применяется огнепроводящий шнур, то ошибка в расчете его длины может стоить жизни.

Как определить расстояние до цели?

Сложная и неинтересная наука тригонометрия также может оказаться полезной на поле боя. В частности, она позволяет посредством обычного бинокля определять расстояние до цели. Риски в поле зрения военных моделей этого оптического устройства показывают, сколько тысячных покрывает солдат или танк противника.

Тысячная — это артиллерийская мера угла, равная 1/1000 полного круга. Приблизительно зная рост человека и высоту военной техники и то, сколько тысячных он покрывает, можно с помощью несложной формулы определить расстояние до этих целей с достаточно высокой точностью.

Формула тысячной
Формула тысячной и ее применение

Военным также известен способ определения расстояний без бинокля или другого угломера. Для этого достаточно собственных рук и предметов у них. Например, указательный палец человека на расстоянии вытянутой руки покрывает 0,3 тысячных, большой — 0,4, а спичечная коробка в длину — 0,9.

Артиллерийские задачки по физике

Физика — вообще военная наука. Например, самая известная задача на равнодействие всех сил описывает снаряд, вылетающий из ствола пушки и направляющийся на определенное расстояние, преодолевая силу тяготения и сопротивление воздуха. В реальности эти расчеты обычно сводятся к более простым формулам или вообще доверяются компьютеру, но знать общий принцип расчета имеет каждый артиллерист.

Особенно эти умения актуальны для минометчиков. Ведь в этом случае дальность выстрела часто регулируется установкой в ​​мину дополнительных зарядов. Здесь знание физики позволяет рассчитать, какую дополнительную силу должен создать заряд для того, чтобы поразить цель на большей дистанции.

Школьная задача по физике может оказаться чрезвычайно актуальной для артиллеристов. Источник: sciencenotes.org

Также физика позволяет понять, на какое максимальное расстояние может улететь ракета HIMARS. Здесь следует знать не только правила сложения сил и три закона Ньютона — закон сохранения импульса также пригодится. Ведь все ракеты летают, ускоряя продукты сгорания топлива в одну сторону, а остальные ракеты в другую. Так что, зная массу одного и другого, можно рассчитать максимальную дальность полета.

Военная астрономия

Даже такую ​​далекую от земных проблем науку, как астрономию, достаточно легко можно применить для военных нужд. Хотя бы потому, что привычка смотреть на небо и определять на нем положение объектов позволяет вовремя увидеть вражеский летательный аппарат.

Самое очевидное применение знаний, которые дает астрономия, — это предсказание движения Солнца и Луны. Несмотря на распространение приборов ночного видения, наземная разведка в основном действует ночью. Понимание того, что сумерки и тьма на разной широте и долготе наступают в разное время, позволяет не попасть на глаза противнику.

Также разведчикам пригодится знание фаз Луны и даже ее положение на орбите. Ведь если ночь ясная и на небе полная, да еще наш спутник находится в перигее, ночь может оказаться фатально светлой.

Большие проблемы у многих не знающих астрономии людей вызывают планеты Солнечной системы. Дело в том, что они гораздо ближе к нам, чем звезды, поэтому у них достаточно большие диски. Атмосферные искажения света, исходящие от разных частей этих дисков, взаимно компенсируются, благодаря чему планеты почти не мерцают. Поэтому многим они могут показаться фонарями на неизвестных летательных аппаратах. Особенно в этом плане не повезло Венере и Юпитеру: кроме упомянутого отсутствия мерцания эти небесные тела еще и очень яркие. Во время широкомасштабного вторжения с обеих сторон были неоднократные попытки сбить их, в том числе с помощью дорогостоящих ПЗРК.

Астрономия спасает от расходования боеприпасов на стрельбу по Юпитеру
Юпитер в ночном небе

Пространство и время, которые дарит астрономия

Еще с 2014 года Россия активно пытается глушить сигналы GPS, пытаясь тем самым лишить украинских военных возможности узнать место и точное время. Обычно это им не удается, но на всякий случай нужно помнить, что именно астрономия позволяет определить и то, и другое без помощи спутников.

Проще всего в этом плане определить стороны света. Надо помнить, что Солнце, Луна, все планеты и звезды, которые заходят за горизонт, появляются на востоке, на территории Украины отклоняются от зенита (направление вверх) к югу, а садятся на западе.

Полезно также помнить, что, в отличие от мха, который действительно растет на деревьях, как ему вздумается, Полярная звезда в Северном полушарии всегда указывает направление на соответствующий полюс. И что положения магнитного и географического полюсов заметно отличаются.

Применение секстанта
Военные моряки во всем мире до сих пор используют секстант. Источник: news.usni.org

Более точный способ определения времени и местоположения требует наличия инструмента, называемого секстантом. По сути это угломер, позволяющий определить высоту над горизонтом какого-то небесного тела. Чаще всего для этой цели используют Солнце днем ​​и Полярную звезду (α Малой Медведицы) ночью. Но наличие соответствующих таблиц позволяет использовать в качестве средства навигации практически любую яркую звезду.

При этом следует помнить, что работает это в обе стороны. То есть зная точное время и астрономические параметры небесного тела, всегда можно определить свои координаты. А зная точные координаты и положение светила, можно узнать время.

Помимо прямого практического применения знаний, образование дисциплинирует разум и делает его более гибким. Сложные задачи учат нас мыслить нестандартно и искать как минимум два пути решения одной задачи. Гуманитарные науки учат нас не озвереть и сохранить себя среди этого ужаса. Война уже давно не о количестве живой силы на поле. Она стала высокотехнологичной наукой и нуждается в разумных думающих солдатах.