Семь лучших космических фильмов всех времен и народов

Кино намного теснее связано с космосом, чем это кажется. Если почитать мемуары различных ученых, астрономов и космонавтов, то можно обратить внимание, что многие из них впервые заинтересовались небом благодаря кинематографу. Именно под влиянием просмотренных в детстве лент, рассказывающих о чудесах Вселенной, исследованиях неизведанного и встречей с внеземным разумом они решили связать свою дальнейшую жизнь с космосом.

В честь Всемирной недели космоса редакция The Universe Space Tech составила подборку из семи лучших космических фильмов. Это ленты, имеющие наиболее высокие оценки среди критиков и зрителей, и считающиеся сейчас классикой жанра.  Если по какой-то причине вы их не видели — самое время это исправить.

«Космическая одиссея 2001 года» (2001: A Space Odyssey)

О чем фильм?

Космический корабль Discovery, пилотируемый двумя астронавтами и компьютером H.A.L. 9000, отправляется к Юпитеру, чтобы раскрыть тайну загадочного инопланетного артефакта. В ходе путешествия героев ждет множество неожиданных открытий и драматических событий.

Чем он интересен

Любой список лучших космических фильмов в истории по умолчанию включает «Космическую одиссею». И в этом нет ничего удивительного, ибо именно она создала привычный нам образ космоса в кино. Практически во всех последующих фильмах соответствующей тематики можно так или иначе найти многочисленные заимствования и отсылки к картине Стэнли Кубрика.

Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»

Конечно, с точки зрения темпа и построения истории «Космическая одиссея» заметно отличается от современных блокбастеров. Она весьма нетороплива и не может похвастаться большим количеством диалогов, в которых нам объясняют происходящее. Но это компенсируется грандиозным масштабом истории, созданной Кубриком в соавторства со знаменитым писателем Артуром Кларком, а также новаторскими визуальными эффектами, которые до сих пор держат высокую планку.

Кроме того, фильм содержит большой пласт размышлений о человеческой эволюции, искусственном интеллекте и внеземном разуме, а его концовка до сих пор является предметом споров. Так что любой, кто хоть немного интересуется космической фантастикой, должен посмотреть «Космическую одиссею». Ее смело можно назвать крестным отцом всего жанра.

«Парни что надо» (The Right Stuff)

О чем фильм?

Экранизация одноименной документальной книги Тома Вулфа, рассказывающая об экспериментальных высокоскоростных исследованиях, покорении звукового барьера, становлении американской пилотируемой программы и первых годах космической гонки.

Чем он интересен

Из всех фильмов в списке «Парни что надо», возможно, наименее известен в наших краях. А вот в США картина Филиппа Кауфмана давно стала настоящим эталоном фильма про космос, основанного на реальных событиях.

Кадр из фильма «Парни что надо»

И это закономерно. «Парни что надо» могут похвастаться великолепными воздушными съемками, любовью к историческим деталям и уделяют одинаковое внимание, как разнообразной технике в кадре, так и летавшим на ней людям. Кино буквально пронизано тягой к небу, большой скорости и достижению новых высот. Так что, даже несмотря на свой внушительный трехчасовой хронометраж, фильм пролетает буквально на одном дыхании. Это действительно монументальный взгляд на рождение космической эры, который и по сей день имеет не так то и много аналогов.

«Аполлон-13» (Apollo 13)

О чем фильм?

История миссии «Аполлон-13» — одном из самых драматических моментов в истории освоения космоса. В 1970 году «Аполлон-13» должен был стать третьим космическим кораблем, совершившим посадку на Луну. Однако во время полета произошла серьезная авария, которая не только поставила крест на высадке, но и создала угрозу жизни экипажа.

Чем он интересен

«Аполлон-13» это еще один эталон космического фильма, рассказывающего про реальную историю. И какую историю! В миссии «Аполлон-13» сплелось такое количество неожиданных событий, которым бы позавидовал любой голливудский сценарист. Среди них и несчастливый номер экспедиции, и плохие предзнаменования перед стартом, и взрыв на космическом корабле, и множество опасных ситуаций, через которые пришлось пройти экипажу и наконец его драматичное возвращение на Землю.

Кадр из фильма «Аполлон-13»

А еще «Аполлон-13» это эталон фильма, авторы которого сделали все, что в их силах, чтобы добиться максимальной реалистичности в кадре. Тут и огромное внимание к деталям, и точные копии космической техники и скафандров, и даже самая настоящая невесомость, для создания которой использовался специальный самолет. Если добавить к этому прекрасный актерский состав и филигранную режиссуру Рона Ховарда, то мы получим фильм, который сейчас по праву называют одним из лучшим в жанре.

«Октябрьское небо» (1999)

О чем фильм?

Октябрь 1957 года. США потрясены и напуганы запуском советского спутника. Но для подростка Хомера Хикэма это, наоборот, становится источником вдохновения. Он загорается космосом и пытается найти единомышленников, чтобы построить свою собственную ракету.

Чем он интересен

В «Октябрьском небе» сплелись сразу несколько извечных тем. Среди них и поиск своего призвания в жизни, и проблема выбора между мечтой и суровой реальностью, и конфликт отцов и детей. При неправильном подходе из всего этого могла бы выйти очередная проходная мелодрама. К счастью, перед нами не такой случай.

Кадр из фильма «Октябрьское небо»

У режиссера Джо Джонстона получилось снять, без преувеличения, прекрасный мотивационный фильм, рассказывающий о том, почему важно биться за свою мечту. Кино цепляет с первых минут и не отпускает до самого конца. А то, что фильм основан на реальных событиях, только добавляет силы его месседжу.

«Гравитация» (Gravity)

О чем фильм?

Во время выхода американских астронавтов в открытый космос происходит катастрофа. В живых остается лишь исследователь Райан Стоун и астронавт-ветеран Мэтт Ковальски. Теперь им нужно найти способ вернуться на Землю.

Чем он интересен

«Гравитация» — это в первую очередь фильм-аттракцион, просмотр которого можно сравнить с катанием на американских горках. Едва мы успеваем хоть немного отдышаться, как главная героиня попадает в очередную смертельно опасную ситуацию. И так до самого финала.

Кадр из фильма «Гравитация»

С технической точки зрения кино Альфонсо Куарона сделано на безупречном уровне. Его можно смело использовать в качестве визуального гайда по всей современной космической технике — от телескопа Hubble до МКС. Также фильм является довольно наглядной демонстрацией опасности синдрома Кесслера — неконтролируемой цепной реакции разрушения спутников, которая приведет к тому, что околоземная орбита станет полностью непригодной для дальнейшего использования. А если добавить к великолепной режиссуре и спецэффектам отличную актерскую игру Сандры Буллок, мы получим кино, которое по праву заслужило все свои хвалебные отзывы.

К слову, из всех космических фильмов, именно «Гравитация» может похвастаться наибольшим количеством разнообразных наград. Она удостоилась целых семи премий Оскар, в том числе и за лучшую режиссуру и операторскую работу.

«Интерстеллар» (Interstellar)

О чем фильм?

Экологическая катастрофа поставила Землю на грань гибели. Группа астронавтов и ученых отправляется в эпическое межзвездное путешествие через червоточину, чтобы отыскать новый дом для человечества.

Чем он интересен

«Интерстеллар» можно по праву назвать научным блокбастером. Ведь история проекта началась с идеи знаменитого ученого Кипа Торна создать научно-фантастический фильм, который бы ознакомил массового зрителя с новейшими астрофизическими концепциями — червоточинами, черными дырами, гравитационными волнами и пятимерной вселенной. Фильм, который бы вдохновил широкую аудиторию заинтересоваться наукой, а то и встать на научную стезю.

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Эту задачу взвалил на себя режиссер Кристофер Нолан. Ему удалось создать, возможно, наиболее «народный» космический фильм 21 века. «Интерстеллар» сочетает в себе все лучшие элементы зрелищного голливудского блокбастера, соединенные с заложенным Кипом Торном принципом следования максимальной научной достоверности. Фильм радует зрителей рядом крайне впечатляющих визуальных образов (чего стоит хотя бы одна черная дыра), великолепным саундтреком Ханса Циммера, и весьма запоминающейся актерской игрой Мэттью Макконахи. Кино также обладает весьма ценным посылом. В отличие о многих других фильмов про космос, сводящихся к тому, что людям, по большому счету, там не место, авторы «Интерстеллар» считают иначе. Для них космос, это наш следующий шаг, без которого у человечества попросту не будет будущего.

У «Интерстеллар» также есть, написанная Торном, книга-компаньон. В ней ученый подробно описал концепции, которые легли в основу его сюжета. Так что тем, кто хочет узнать побольше о показанных в фильме феноменах, определенно есть смысл ознакомиться с книгой.

«Марсианин»(The Martian)

О чем фильм?

Ботаник Марк Уотни остается один на Марсе после того, как его экипажу приходится экстренно покинуть планету из-за песчаной бури. Теперь ему нужно найти способ, как продержаться на имеющихся запасах четыре года до прилета следующей экспедиции.

Чем он интересен

«Марсианин» — это экранизация одноименного романа Энди Вейера, который стал настоящей сенсацией и мгновенно завоевал признание среди любителей фантастики по всему миру. И это более чем заслуженно. Книга наполнена любовью к науке, юмором и в целом отличается весьма жизнеутверждающим настроем. А это именно то, чего так остро не достает всем нам в нынешние времена.

Кадр из фильма «Марсианин»

Что касается фильма Ридли Скотта, то он является прекрасным примером того, как следует делать экранизации. Картина умело соединила в себя все самые лучшие элементы романа. В результате, мы получили историю «современного Робинзона», которая наглядно демонстрирует, как знание науки и основ земледелия (а также наличие под рукой изоленты) могут спасти жизнь даже на Марсе. Так что неудивительно, что многие астронавты рекомендуют «Марсианина» всем, кто сам подумывает о том, чтобы пополнить ряды инженеров или даже покорителей космоса.