Самые главные астрономические открытия 2023 года

2023 год подходит к концу. Несмотря на все невзгоды, астрономия, астрофизика и другие науки, связанные с исследованием мира вокруг нас, продолжают развиваться. Ученые совершили немало удивительных открытий, разгадывая загадки Вселенной. Самые интересные и важные из них мы собрали в этом материале.

Открытия 2023 года

1. Максимум солнечной активности может наступить раньше, чем считалось

Одним из главных открытий в области астрономии стали данные о том, что пик активности Солнца может наступить уже в 2024 году. Уже много месяцев наше светило ведет себя странно, и в 2023-м все люди смогли почувствовать это на себе. Полярные сияния, вызванные солнечными вспышками, видели даже в Украине.

Максимум солнечной активности состоится уже в следующем году
Максимум солнечной активности наступит уже в следующем году. Источник: phys.org

25-й цикл солнечной активности оказался значительно мощнее, чем несколько предыдущих. Это помогло ученым лучше понять, как «работают» магнитные поля нашего светила, ответственные за вспышки.

В конце апреля ученые из NASA обнародовали сделанный на основе наблюдений вывод, что максимум наступит уже в середине-конце 2024 года. А в ноябре их индийские коллеги разработали новую модель солнечных циклов: в соответствии с ней, пик активности следует ожидать уже в начале наступающего года.

2. 2023-й установил несколько рекордов температуры

На момент написания этой статьи 2023 год еще не закончился. Метеорологи по всей Земле продолжают наблюдения за погодой. Поэтому говорить, что этот оборот нашей планеты вокруг Солнца стал самым жарким в истории, еще рано, хотя через несколько недель такой новости можно ожидать.

Глобальная карта температур в июле
Глобальная карта температур в июле 2023 года. Источник: NASA

Дело в том, что в 2023 году на нашей планете установлено несколько тепловых рекордов. Сначала понедельник 5 июля стал самым горячим днем за всю историю наблюдений: средняя температура тогда достигла 17,01° C. Затем оказалось, что и весь июль стал самым жарким месяцем в истории. Причем рекорд был зафиксирован и по температуре в земных океанах. В конце концов, все лето 2023-го оказалось самым горячим за всю историю наблюдений. Климат Земли меняется, и это — не очень хорошая новость.

3. В Тихом океане родился новый остров

Но не все так плохо. В Тихом океане родился новый остров. Произошло это в конце октября, когда неподалеку от Иводзимы началось подводное извержение. А уже 3 ноября спутник Landsat-9 получил возможность увидеть «новорожденного». Тогда длина нового куска суши достигала сотни метров.

Новорожденный остров
Новорожденный остров, появившийся у побережья Иводзимы в результате извержения. Источник: ESA

Однако на этом изучение нового острова не остановилось. Благодаря развитию спутниковых технологий ученые получили возможность наблюдать за всеми подробностями формирования малыша, получившего название Ниидзима, не только с поверхности, но и с орбиты.

4. У Юпитера обнаружили новые спутники

Также в этом году стало больше спутников у самой крупной планеты Солнечной системы. Юпитер и так имел их несколько десятков, а в начале февраля нынешнего года астрономы признали существование у него еще 12 лун.

Орбиты спутников Юпитера
Орбиты спутников Юпитера. Наиболее крупные галилеевы спутники изображены фиолетовым цветом, группа Гималии — синим, а Карпо — голубым. Внешние ретроградные спутники показаны красным. Источник: Скотт Шеппард

Благодаря этому общее количество спутников Юпитера достигло 92. Однако по этому параметру он все еще уступает Сатурну, у которого их известно 146. Все новооткрытые тела имеют размер всего несколько километров и, возможно, являются обломками более крупных лун, разрушившихся при столкновении. 9 из них являются ретроградными, то есть направление их обращения противоположно тому, в котором вращается вокруг оси центральная планета.

5.Частица сверхвысоких энергий из ниоткуда

В конце ноября 2023 года ученые зарегистрировали самую высокоэнергетическую частицу космических лучей за последние десятилетия. Она получила собственное имя «Частица Аматэрасу» в честь японской богини Солнца.

Telescope Array
Иллюстрация космического луча, зарегистрированного массивом Telescope Array, в воображении художника. Авторство: Osaka Metropolitan University L-INSIGHT, Kyoto University

Энергия «Частицы Аматерасу» составляла 2,4×10²⁰ эВ — это в миллион раз превышает лучшие рукотворные достижения, полученные на Большом адронном коллайдере. Больше было только у фотона Oh-My-God, обнаруженного в 1991 году.

Самое интересное же в новой частице то, что она прибыла как будто ниоткуда. В той части неба, из которой она, возможно, происходит, нет ничего, что могло бы ее породить, хотя ученые продолжают свои поиски

6. Фосфор и синильная кислота на Энцеладе

В 2023 году шансов найти в Солнечной системе жизнь за пределами Земли стало больше. Поводы к этому дает ледяной спутник Сатурна Энцелад. Под его поверхностью скрывается океан жидкой воды, в которой еще раньше обнаружили органические соединения.

На Енцеладі знайдена молекула синильної кислоти
На Энцеладе найдена молекула синильной кислоты. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

В июне нынешнего года команда, работающая с данными, собранными зондом Cassini, сообщила об открытии на Энцеладе фосфатов — органических веществ, содержащих фосфор и входящих в состав живых организмов.

В декабре другая группа ученых, анализируя данные все того же Cassini, узнала, что на Энцеладе также имеется другое важное органическое соединение — синильная кислота. Кроме того, в глубинах его океана обнаружили следы большой химической активности.

7. Астероид Динкинеш

1 ноября зонд Lucy, направляющийся к троянским астероидам Юпитера, совершил близкий пролет объекта Главного пояса под названием Динкинеш. Каково же было удивление ученых, когда оказалось, что это не один «небесный камень», а пара гравитационно связанных тел. Большее из них имеет поперечник 790 м, а меньшее — 220 м.

Астероид Динкинеш
Астероид Динкинеш и его спутник, как их увидела камера L’LORRI (Long-Range Reconnaissance Imager) зонда Lucy. С его точки зрения оказалось, что спутник является контактно-двойной системой. Впервые такая система была замечена на орбите вокруг астероида. Изображение: NASA/Goddard

Однако 7 ноября ученые удивили всех еще больше. Выяснилось, что меньший из двух «космических камней» сам по себе оказался не одним телом, а двойной контактной системой. То есть речь идет о двух больших камнях, которые соприкасаются и в таком виде обращаются вокруг третьего.

8. Марс остается геологически активным

В этом году ученые всерьез задумались над тем, что утверждения о Марсе как о геологически мертвом теле могут оказаться ошибочными. Еще раньше аппарат InSight, работающий на поверхности Красной планеты, неоднократно регистрировал марсотрясения в ее глубинах.

Схема, демонстрирующая внутреннее строение Марса и путь зафиксированных InSight сейсмических волн
Схема, демонстрирующая внутреннее строение Марса и путь зарегистрированных зондом InSight сейсмических волн. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Maryland

В этом году планетологи окончательно убедились, что это не случайность. В глубинах Марса до сих пор сохраняется жидкая магма, и даже сформировался вулканический плюм — поток горячего вещества, потенциально способный вызвать вулканизм.

А в декабре 2023 года ученые как следует присмотрелись к вулканической равнине Элизий. Спутниковые снимки показали, что извержения на ней в последний раз происходили от одного до 120 миллионов лет назад, а не более 3 млрд, как считалось до сих пор.

9. Фоновые гравитационные волны

До сих пор гравитационные волны наблюдались только от слияния черных дыр звездных масс. Это достаточно редкое явление. Однако на самом деле они должны достигать нашей планеты постоянно. Источником их является огромное количество сливающихся сверхмассивных черных дыр. Они должны образовывать сплошной гравитационный фон.

Милисекундные пульсары рассказали, что фоновые гравитационные волны существуют
Милисекундные пульсары рассказали, что фоновые гравитационные волны существуют. Источник: Aurore Simonnet для NANOGrav Collaboration

Эти сигналы настолько слабые, что обычными методами обнаружить их невозможно. Но с помощью тайминга миллисекундных сигналов это удалось сделать. И 28 июня ученые из разных стран заявили, что смогли их зарегистрировать.

10. Ближайшая за десятилетия сверхновая

19 мая японский астроном-любитель Коичи Итагаки обнаружил вспышку сверхновой в галактике «Цевочное Колесо». Эта звездная система находится на расстоянии 21 млн световых лет. Однако даже при таких условиях эта вспышка оказалась ближайшей к нам за последнее десятилетие.

Наднова в галактиці М101
Сверхновая в галактике М101. Источник: Eliot Herman

Поэтому ученые внимательно ее изучали и вскоре обнаружили интересные вещи. Сверхновая образовалась в результате коллапса ядра гигантской звезды. Просматривая архивные снимки, специалисты обнаружили, что примерно за год до этого события она неожиданно выбросила в космос значительную часть собственной массы. Исследователи подозревают, что это как-то связано с началом выгорания в ней кремния, являющегося финальным этапом жизни сверхгигантов.