RemoveDEBRIS провел эксперимент по ловле космического мусора

16 сентября на околоземной орбите состоялось первое испытание технологии, которая в будущем может быть использована для борьбы с космическим мусором. Аппарат RemoveDEBRIS успешно отстрелил специальную сеть, позже «накрывшую» выпущенный с МКС специальный спутник-мишень. После того как сеть зацепила объект, установленные по краям электромоторы начали стягивать ее в узел. По задумке авторов эксперимента, это увеличит аэродинамическую площадь спутника-мишени, что ускорит его дальнейшее схождение с орбиты за счет торможения в верхних слоях атмосферы.

По данным Сети космических наблюдений США, в настоящее время на околоземной орбите находится около 40 тыс. отслеживаемых объектов. Абсолютное большинство из них представляет собой космический мусор. Это отработавшие свое спутники, верхние ступени ракет, разгонные блоки, обломки, образовавшиеся в результате взрывов космических аппаратов, столкновений и испытаний противоспутникового оружия, и даже потерянные космонавтами инструменты. Общая масса этой мусорной популяции оценивается в 7600 т.

По мере увеличения частоты космических запусков, количество фрагментов на околоземной орбите тоже увеличивается, что создает все большую угрозу для действующих аппаратов. При этом, в настоящее время у человечества пока что нет действенных способов по очистке орбиты.

Разработчики RemoveDebris надеются, что их аппарат поможет исправить эту ситуацию. Спутник предназначен для испытания нескольких перспективных технологий, которые можно будет использовать для борьбы с космическим мусором. Прошедший тест был лишь первым из серии нескольких экспериментов.

Во время следующего испытания RemoveDebris будет отслеживать местоположение еще одного спутника-мишени, имитирующего фрагмент космического мусора. Собранные им данные будут пересылаться на Землю, где их обработкой займутся специальные алгоритмы. После этого RemoveDEBRIS проведет испытание специального космического гарпуна. Тестовая мишень площадью в 10 см2 будет располагаться на руке-манипуляторе самого спутника.

По завершении этих испытаний RemoveDebris развернет специальный парус. Он должен исполнить роль аэродинамического тормоза и ускорить схождение аппарата с орбиты, не дав ему самому превратиться в космический мусор.

По материалам https://www.surrey.ac.uk