Расположение звезд помогло установить возраст древней астролябии

Астролябия — это древний астрономический прибор, который позволяет определять размещение звезд на небе по положению Солнца. Возраст одной из них до сих пор не был известен, однако астроном Эмануэль Даву смог его определить, использовав для этого координаты звезд.

Астролябия
Астролябия из Тулузы. Источник: Emmanuel Davoust

Удивительная астролябия

Астроном Эмануэль Даву, живущий в Тулузе, на юге Франции, недавно заинтересовался астролябией, хранящейся в местном музее. Это — древний астрономический инструмент, который, в зависимости от задачи, позволяет находить координаты звезд и определять точное время по положению Солнца и координатам местности.

Или же с его помощью можно определить координаты на Земле, в которых происходит наблюдение. Все это благодаря стереографической проекции, которая показывает полусферу звездного неба на плоскости и позволяет измерять координаты звезд по шкалам, нанесенным на хитрые кривые, которые могут двигаться.

При этом астролябии ко всему еще и являются настоящими произведениями искусства, поскольку часто украшались разнообразными элементами. Их возраст не всегда можно точно установить по архивным документам, однако ответ кроется в самой их конструкции.

Когда была изготовлена астролябия?

На самом деле координаты звезд не являются чем-то неизменным. Светила на небе очень медленно смещаются из-за того, что каждое из них является огненным шаром, летящим по собственной орбите вокруг центра Галактики. Со временем астролябии начинают «врать», и именно этот факт позволил Эмануэлю Даву определить возраст инструмента.

Тулузская астролябия содержит отметки для 34 звезд, которые, правда, не подписаны. Однако астроном смог их определить, предположив, что они должны быть яркими. Далее он воспользовался современными астрономическими каталогами, чтобы определить, когда же именно они занимали то положение, которое показывает астролябия.

Чтобы облегчить поиск, ученый ограничил его временным промежутком между 1400 и 1700 годами. Также он определил позиции звезд в этом интервале с промежутками в 50 лет. Благодаря этому ему удалось установить, что лучше всего соответствует астролябии положение звезд, которое наблюдалось около 1550 года.

Совпадение неполное и причину этого установить трудно. Возможно, дело в слишком больших промежутках времени. Возможно, средневековые измерения были неточными. Во всяком случае понятно, что инструмент был изготовлен около середины XVI века.