Радиотелескопы нашли «ДНК» в джете черной дыры

Наблюдения, выполненные при помощи массива радиотелескопов VLA, выявили наличие необычной структуры в джете черной дыры, расположенной в ядре галактики М87. Она представляет двойную спираль, напоминающую спираль ДНК.

Релятивистский джет, выбрасываемый из центра эллиптической галактики M87 (фото Hubble). Источник: NASA and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

Галактика M87 расположена на расстоянии порядка 55 млн световых лет от Земли. Еще в начале XX века астрономы заметили, что из ее центра исходит луч. Сейчас мы знаем, что это джет — струя плазмы протяженностью свыше 3000 световых лет, выбрасываемой из аккреционного диска, окружающего расположенную в галактическом ядре черную дыру. Характеристики этого объекта поражают воображение. Масса черной дыры в центре M87 в 6,5 млрд раз превышает солнечную. Для сравнения: масса черной дыры в центре Млечного Пути лишь в 4,3 млн раз превосходит массу Солнца.

Неудивительно, что черная дыра в M87 является объектом пристального внимания со стороны научного сообщества. В 2019 году астрономы опубликовали историческое изображение, демонстрирующее ее силуэт.

Но на этом исследования не прекратились. В процессе наблюдений, выполненных на радиотелескопе VLA, ученые изучили джет M87. Им удалось выявить структуру его магнитного поля. В свою очередь это позволило составить трехмерную карту джета. Оказалось, что в ходе движения вдоль линий магнитного поля выбрасываемый черной дырой материал формирует весьма необычную двойную спираль, похожую на спираль ДНК.

Структура джета галактики М87. Источник: Pasetto et al., Sophia Dagnello, NRAO/AUI/NSF

По словам исследователей, открытие удивило их. Они предполагали найти спиральные магнитные поля в непосредственной близости от черной дыры, но не ожидали увидеть подобную структуру на столь большом расстоянии от ядра M87. Астрономы планируют продолжить наблюдения, чтобы выяснить, чем вызван этот феномен.

Напомним, что ранее другая команда исследователей создала симуляцию джета M87.