Радиосигналы красных карликов указали на «скрытые» экзопланеты

Подавляющее большинство известных нам экзопланет были найдены при помощи двух способов: транзитного и путем измерения колебаний радиальной скорости звезд. Однако ни один из них не дает 100% гарантию обнаружения миров в других звездных системах. Поэтому многие астрономы разрабатывают дополнительные методики их поиска, позволяющие добиться большей эффективности.

Красный карлик и газовый гигант в представлении художника. Источник: NASA

Команда австралийских исследователей решила сделать ставку на радиоизлучение. Известно, что обладающие магнитными полями планеты Солнечной системы при взаимодействии с солнечным ветром испускают мощные радиоволны. Особенно сильно данный эффект наблюдается в случае с Юпитером. Это связано с тем, что его вулканический спутник Ио выбрасывает в космос большое количество частиц, вызывающих необычайно сильные полярные сияния, которые являются источником характерных радиосигналов.

Используя нидерландский радиотелескоп LOFAR, ученые провели изучение популяции красных карликов и обнаружили 19 звезд, являющихся источником радиовсплесков.  Большинство из них представляют собой активные светила, что позволяет объяснить природу зарегистрированных сигналов. Однако четыре красных карлика уже миновали фазу основной активности и на данный момент демонстрируют куда более спокойное поведение.

Красный карлик и полярное сияние, вызванное взаимодействием с экзопланетой, в представлении художника. Источник: Daniëlle Futselaar

В поисках объяснения природы обнаруженных сигналов астрономы разработали модель радиоизлучения звезд, взяв за основу увеличенную версию системы Юпитер-Ио, которая показала хорошее соответствие результатам наблюдений. Как подчеркивают исследователи, пока еще рано говорить о полной уверенности в том, что их источником являются обращающиеся вокруг красных карликов невидимые спутники — для этого потребуются дополнительные наблюдения. Но они надеются, что разработанный ими способ в дальнейшем можно будет использовать для поиска экзопланет.