Радиоастрономы открыли три новых пульсара в известном скоплении

Китайские астрономы, работающие с гигантским телескопом FAST, открыли три новых пульсара. Эти нейтронные звезды находятся в известном скоплении Мессье 15 и очень быстро вращаются, две из них делают это менее чем за 5 секунд, а еще одна — за миллионные доли секунды.

Астрономы открыли три новых пульсара
Астрономы открыли три новых пульсара. Источник: www.skyatnightmagazine.com

FAST сделал открытие в шаровом скоплении

Китайский радиотелескоп FAST имеет самую большую в мире сплошную антенну. Ее диаметр составляет 500 м. Недавно с его помощью исследователи смогли открыть три новых пульсара в старом и хорошо известном шаровом скоплении Мессье 15.

Пульсарами называются нейтронные звезды — остатки сверхновых, представляющие собой ядро звезды, сжавшееся до диаметра в несколько десятков километров. Они чрезвычайно быстро вращаются и при этом порождают переменный радиосигнал, который обычно слышен значительно лучше, чем сами пульсары видны.

В свою очередь Мессье 15 — одно из лучше всего изученных шаровых скоплений в Галактике. Оно находится на расстоянии примерно 35 700 св. лет от нас, а его диаметр составляет около 88 св. лет. В этой не такой уж большой сфере помещается огромное количество звезд общей массой около 560 тыс. масс Солнца.

Это очень старое скопление. Его возраст достигает 12 млрд лет. Еще раньше в этом образовании обнаружили 9 пульсаров. Вот почему китайские радиоастрономы решили к нему присмотреться внимательнее. Они подозревали, что внутри могут скрываться ранее неизвестные объекты, и не ошиблись в этом.

Три новых пульсара

В общем удалось идентифицировать три ранее неизвестных пульсара. Они получили обозначения PSR J2129+1210J, PSR J2129+1210K и PSR J2129+1210L. Один из них является миллисекундным, а два других — долгопериодическими.

Миллисекундными называют пульсары, которые вращаются с периодом в несколько миллионных долей секунды. Как правило, они входят в состав тесных двойных систем. Большая звезда при этом превращается в нейтронную, а меньшая еще долго питает ее своим веществом.

Именно таким является пульсар PSR J2129+1210J. Период его вращения составляет 11,89 мс. Две другие нейтронные звезды вращаются с периодами 1,93 и 3,96 с. При этом их положение до сих пор точно не определено. Однако ученые убеждены, что они не могут находиться далеко от центра скопления.