Просто о сложном | Первые спутники, о которых вы не слышали

4 октября 1957 года в космос полетел первый спутник, созданный людьми. Однако было еще несколько аппаратов, каждый из которых делал что-то на орбите впервые. И вы с высокой долей вероятности ничего о них не слышали. Мы решили исправить это.

Первый спутник

1. Как назывался первый научный спутник?

Ответ на вопрос, когда запустили первый научный спутник, может показаться несколько странным, но назывался он «Спутник-1». Первый аппарат, выведенный на околоземную орбиту, был именно исследовательским, несмотря на то, что из всего оборудования на нем был только радиопередатчик.

Во время его полета проверялось, как в космосе будет работать радиостанция и остальное оборудование типа автоматической системы терморегуляции. Кроме того, ученых интересовало прохождение радиоволн через ионосферу Земли. Наконец, даже при сходе спутника с орбиты были собраны ценные данные о густоте внешних слоев атмосферы.

2. Как прошел первый звонок через спутник?

Первый спутник связи назывался SCORE (Signal Communications by Orbiting Relay Equipment). NASA запустила его 18 декабря 1958 года. Аппарат был оснащен двумя приемопередатчиками радиосигнала.

SCORE мог ретранслировать один телефонный или 7 телетайпных каналов. Кроме того, на его борту находилась запись с поздравлением президента США Двайта Эйзенговера, которая транслировалась в эфир. Однако услышать его могли только очень чувствительные приемники. Спутник находился на орбите 34 дня.

3. Какой спутник впервые начал транслировать телесигнал?

Сейчас передача видео через спутник стала привычным делом. Но в начале 1960-х это было чудом. Первым это осуществил американский спутник Telstar. Его вывели на орбиту 10 июля 1962-го, а уже 23 июля через него были переданы телефонный звонок, факс и телепередача.

В дальнейшем Telstar использовался для трансляции европейских телепрограмм в США и американских в Европе. На орбите он находился до февраля 1963 года. После завершения его эксплуатации появилась целая серия подобных аппаратов.

4. Что отслеживал первый военный спутник?

Теоретически все первые искусственные спутники Земли можно считать военными, ведь и в СССР, и в США они разрабатывались «с прицелом» на военное использование. Однако в первую очередь они были исследовательскими. Военных же интересовала возможность создать аппарат для слежения за противником. В США соответствующая программа называлась Corona, в СССР — «Зенит».

Первым разведывательным аппаратом, достаточно успешно работавшим в космосе, можно считать Discoverer 2, построенный американцами. 13 апреля 1959 года он был выведен на полярную орбиту и передал данные о своем состоянии. Земную поверхность он фотографировал на пленку, которая должна была вернуться на Землю в специальной капсуле, однако из-за ошибки аппаратуры ее сбросили не там, где надо, и она потерялась в океане. Поэтому на самом деле мы не знаем, какой объект был впервые сфотографирован с орбиты.

5. Когда запустили первый космический телескоп?

Многие считают, что запущенный в 1990 году космический телескоп Hubble, который до сих пор радует нас яркими снимками и новыми открытиями, был первым астрономическим инструментом за пределами земной атмосферы. Но на самом деле программа по созданию орбитальной обсерватории началась еще в 1960-х.

Первой попыткой стал аппарат Orbiting Astronomical Observatory (OAO-1), запущенный 8 апреля 1966 года. Из-за неисправности оборудования он не смог раскрыть солнечные батареи, поэтому так никогда и не заработал. Однако уже 7 декабря 1968-го на орбиту был выведен его преемник OAO-2, получивший название Stargazer. Его основной научной нагрузкой стали четыре телескопа диаметром 30,5 см и еще 7 дополнительных инструментов, которые исследовали небо преимущественно в ультрафиолетовой части спектра. Проработал этот спутник до февраля 1973 года.