Просто о сложном | Как на нас влияют магнитные бури

Каждый раз, когда у нас беспричинно начинает болеть голова, повышается давление или просто плохое настроение, мы подозреваем в этом магнитные бури. Явление это уже в определенной степени изучено. Однако с его влиянием на человеческий организм не все так просто.

Как на нас влияют магнитные бури?

1. Что такое магнитная буря?

Геомагнитная буря — это возмущения магнитного поля нашей планеты, во время которых оно существенно усиливается. В результате изменяются условия прохождения радиоволн в верхних слоях атмосферы, в электрических схемах могут возникать наведенные токи, способные повредить их.

Причиной возникновения геомагнитных бурь являются вспышки на Солнце. Сгущение заряженных частиц, выбрасываемых в космос во время таких событий, достигают магнитосферы Земли, взаимодействуют с ней и вызывают возмущения. В течение одного цикла солнечной активности, который в среднем длится 11 лет, могут наблюдаться десятки штормов, достаточно сильных, чтобы вызвать наведенные токи, и сотни меньших, способных нарушить радиосвязь.

2. Как предсказать магнитную бурю?

Точность предсказания геомагнитных штормов привязана к активности Солнца. Периоды ее максимума известны с точностью до года, и ученые могут уверенно сказать, что тогда возмущений магнитосферы Земли будет больше. Но когда именно они произойдут — ответить невозможно.

За несколько дней вперед ученые могут лишь приблизительно определить, будут ли в ближайший период мощные вспышки. Они, в свою очередь, связаны с количеством солнечных пятен. Что же касается предупреждения о том, что геомагнитная буря будет наблюдаться конкретно в определенный день, то его можно дать только после того, как вспышка произошла. Обычно это бывает за считанные часы или десятки часов до начала явления.

3. Действительно ли магнитные бури влияют на самочувствие людей?

Если относительно того, каким образом магнитные бури могут повредить технику, практически никто не сомневается, то относительно того, вредят ли они здоровью людей, единодушия у ученых нет. Есть некоторые отдельные исследования, подтверждающие такое влияние, однако никаких признанных всеми врачами выводов не существует.

Известно, что во время геомагнитных штормов атмосфера Земли может становиться менее плотной. Это вызывает изменение давления, что может влиять на организм как резкое изменение погоды. В группе риска оказываются люди, которых принято считать метеозависимыми. Работа не очень здоровой сердечно-сосудистой системы может нарушаться. Это подтверждается многими, но не всеми исследованиями.

Что касается непосредственного влияния изменений магнитного поля на нервную систему человека, то оно очень незначительно. Колебания в десятки и сотни нанотесла слишком малы, чтобы вызвать изменения в нашем организме. Более чувствительные животные могут на них реагировать, однако никаких достоверных наблюдений отклонений в поведении людей во время геомагнитных штормов нет.

4. Что советуют врачи?

Если вы все же чувствуете во время геомагнитной бури усталость, головную боль, мигрень или усиленное сердцебиение, можно принять меры для преодоления этих симптомов. Прежде всего, не накручивайте себя. Одним из объяснений того, что люди в такие периоды чувствуют себя плохо, является эффект ноцебо. То есть вам может просто казаться, что ваше самочувствие ухудшилось.

С другой стороны, геомагнитная буря может оказывать реальное влияние на кардиоваскулярную систему. Врачи советуют в такие дни не перенапрягаться, высыпаться, пить чай, при необходимости принимать успокоительное и лекарства против повышения давления.

5. Как вспышки на Солнце влияют на астронавтов?

Все вышеуказанное касается людей, находящихся на Земле. Для них магнитное поле планеты и атмосфера выступают как щит, защищающий от космической радиации. Однако астронавты на околоземной орбите уже не имеют этой защиты. Поэтому во время геомагнитной бури они испытывают заметный вред от заряженных частиц, которые ее вызывают.

Действие их похоже на получение любой большой дозы радиации: они увеличивают вероятность развития многих опасных болезней в будущем. Кстати, радиационные поражения могут в эти дни получить даже пассажиры авиарейсов, которые пролетают неподалеку от полюсов Земли, где магнитное поле планеты позволяет заряженным частицам проникать глубоко в атмосферу.