Просто о сложном | Что интересного есть в созвездии Кассиопеи?

Созвездие Кассиопеи — одно из тех, которые всегда присутствуют на украинском небе. В древние времена наш народ называл его «Борона», а сейчас часто видят в нем букву «W» или «M». Однако интересно оно не только формой, которую образуют пять его самых ярких звезд.

Созвездие Кассиопеи

1. Как найти созвездие Кассиопеи?

Созвездие Кассиопеи трудно не заметить на небе Украины. Оно относится к числу тех, что находятся вблизи от северного полюса мира, и в наших широтах не опускается за горизонт. Да и пять ярких звезд, образующих то ли букву «М», то ли «W», трудно не заметить.

Но если вы все же не можете этого сделать, вот вам надежный способ. Начните с того, что отыщите на небе два «ковша» — Большую и Малую Медведицы. Далее надо найти вторую от конца «ручки» первой из них звезду (Мицар) и соединить ее с Полярной звездой на «хвосте» малой. Продолжив эту линию дальше, вы найдете Кассиопею.

2. Почему созвездие так называется?

Созвездие Кассиопеи было известно еще античным авторам. Именно из Древней Греции происходит и его название. Это имя мифической царицы, которая приходится Цефею женой, Андромеде — матерью, а Персею — тещей. Все четыре созвездия расположены на небе рядом.

Кассиопея как персонаж известна преимущественно тем, что хвасталась перед нимфами, будто она сама или ее дочь красивее их. За это Посейдон наслал на их царство чудовище Кита, и Кассиопее пришлось отдать ему девушку в качестве жертвы. Однако Персею после долгих приключений удалось ее спасти.

3. Какая звезда в созвездии Кассиопеи самая яркая?

На первый взгляд, все пять звезд, которые формируют астеризм в виде буквы «М», примерно одинаково яркие. Однако точные исследования показали, что самой яркой из них является та, что образует левую вершину этой буквы — α Кассиопеи, или Шедар.

Название этой звезды в переводе с арабского означает «грудь». Это оранжевый гигант, удаленный от нас на 230 световых лет. По диаметру это светило превышает Солнце в 42 раза, а по светимости — в 855.

4. Какая звезда в созвездии Кассиопеи ближайшая?

Ближайшая к Земле звезда созвездия Кассиопеи обозначена греческой буквой η (эта). Расстояние до нее составляет всего 19 световых лет, что совсем рядом, по космическим масштабам. При этом она не входит в число пяти самых ярких, хотя и видна невооруженным глазом.

Чтобы найти η Кассиопеи, надо двигаться от уже упомянутой звезды Шедар до середины буквы «М» — γ Кассиопеи. На половине пути вы встретите слабенькую звездочку. Это и есть то, что вы искали.

η Кассиопеи имеет собственное название Ахирд, что означает «колено». На самом деле это система из двух светил, вращающихся вокруг общего центра масс с периодом 480 земных лет. Большее из них по своему размеру и светимости почти точно подобно Солнцу, меньшее представляет собой оранжевый карлик массой примерно 60% солнечной.

5. Что такое Кассиопея А?

В созвездии Кассиопеи есть еще один интересный объект — радиоисточник Кассиопея А. Его не надо путать с α Кассиопеи, то есть звездой Шедар. Это чрезвычайно мощный источник радиосигнала, открытый в 1948 году. Он представляет собой остаток взрыва сверхновой — пульсар или магнетар, окруженный туманностью, которую очень трудно наблюдать в видимом диапазоне.

Интересно, что взрыв звезды должны были бы увидеть на Земле примерно 300 лет назад. Считается, что это самая «поздняя» сверхновая, которая вспыхнула в Галактике. Однако астрономы XVII века это чрезвычайное событие почему-то не заметили.

Существует версия, что эта звезда была очень массивной и в конце своего существования выбросила в космос большое количество газа. Новорожденная туманность скрыла большую часть излучения в оптическом спектре и сделала вспышку почти невидимой.