Проблемные транзисторы: аппарат Europa Clipper может не выдержать радиации

Миссия Europa Clipper столкнулась с серьезной проблемой: некоторые из ее компонентов могут не выдержать мощных радиационных поясов Юпитера. Из-за этого запуск аппарата может быть перенесен на несколько лет.

Europa Clipper (концепт). Источник: NASA/JPL-Caltech

Europa Clipper является флагманской миссией NASA. ЕЕ целью является Европа — спутник Юпитера, под ледяной поверхностью которого скрывается огромный океан жидкой воды. В ходе серии из нескольких десятков близких пролетов аппарат должен будет изучить характеристика этого океана и оценить его жизнепригодность.

На данный момент Europa Clipper уже доставлен на территорию Космического центра им. Кеннеди во Флориде, где полным ходом идет его подготовка к намеченному на 10 октября запуску. Например, недавно инженеры установили на аппарат антенну с высоким коэффициентом усиления. Однако этим планам может помешать недавно выявленная проблема с электроникой аппарата.

Юпитер обладает мощнейшими радиационными поясами во всей Солнечной системе. Поэтому, вопрос устойчивости компонентов аппарата к высоким дозам облучения является ключевой. Однако в мае выяснилось, что некоторые из установленных на борту Europa Clipper транзисторов, выходят из строя при меньших дозах радиации, чем ожидалось.

В настоящее время специалисты миссии проводят ряд тестов, чтобы понять, сколько транзисторов могут быть уязвимы и каков предел их безопасного использования. Ожидается, что предварительный анализ будет завершен в конце июля.

В случае, если результаты тестов окажутся неудовлетворительными, у NASA не останется другого выбора, кроме как заменить электронную начинку аппарата. Это означает перенос пуска. Следующие баллистические окна для полета к Европе будут открыты в 2025 и 2026 годах — однако они потребуют дополнительных гравитационных маневров, что удлинит время полета до Юпитера. По оценкам экспертов, сейчас вероятность того, что аппарат все же будет запущен этой осенью составляет порядка 40% – 60%.