Призрачная бабочка: Gemini North сфотографировал планетарную туманность

Сотрудники научно-исследовательского центра NOIRLab опубликовали фотографию, сделанную при помощи телескопа Gemini North. На нем запечатлена туманность, напоминающая огромную космическую бабочку.

Планетарная туманность Kohoutek 3-46. Источник: nternational Gemini Observatory / NOIRLab / NSF / AURA

Сфотографированная Gemini North туманность, известна под обозначением Kohoutek 3-46. Она расположена на расстоянии 7200 световых лет от Земли по направлению к созвездию Лебедя.

Kohoutek 3-46 классифицируется как планетарная туманность. Термин не должен вводить в заблуждение: планетарные туманности не имеют никакого отношения к планетам. Это название придумал в 18 веке их первооткрыватель Уильям Гершель за счет некоторого сходства с планетным диском. С тех пор название закрепилось в астрономии.

На самом деле планетарные туманности представляют собой финальную фазу жизненного цикла солнцеподобных звезд. Они образуются, когда превратившееся в красного гиганта светило, начинает сброс внешних слоев атмосферы в окружающее пространство. Излучение обнажившегося ядра, ионизирует сброшенную оболочку, заставляя ее светиться.

Порядка 10% – 20% планетарных туманностей имеют не сферическую, а биполярную форму. Kohoutek 3-46 является одной из них. В Млечном Пути также есть и прямоугольная биполярная туманность. Астрономам до конца не известна причина такого разнообразия форм. Скорее всего, она связана с гравитационными взаимодействиями звезд в двойных системах.

По космическим меркам стадия планетарной туманности крайне скоротечна. Она длится всего несколько десятков тысяч лет. Со временем ядро звезды остывает настолько, что перестает излучать достаточно ультрафиолета для ионизации газовой оболочки. В результате туманность становится невидимой. Ядро же превращается в белого карлика. Поскольку возраст Kohoutek 3-46 оценивается примерно в 20 тысяч лет, это означает, что она уже прожила значительную часть отпущенного ей срока и скоро исчезнет.

По материалам NOIRLab