Полярные сияния на Уране рассказали о возможности жизни на ледяных гигантах

Ученые подробно изучили полярные сияния на Уране. Там они проходят в необычном месте и в инфракрасной части спектра. Эти явления ощутимо нагревают планету и наталкивают ученых на мысль, что жизнь может быть более распространена в космосе, чем считалось ранее.

Полярные сияния на Уране
Полярные сияния на Уране. Источник: NASA, ESA и M. Showalter

Полярные сияния на Уране

Группа ученых под руководством Эммы Томпсон из школы физики и астрономии Университета Лестера исследовала полярные сияния на Уране. Вернее, астрономов интересовала инфракрасная разновидность, поскольку ультрафиолетовые наблюдаются на планете с 1980-х годов.

Магнитные поля Нептуна и Урана — большая проблема для ученых. В результате каких-то не очень понятных процессов они совсем не совпадают с их осью вращения. На Земле мы можем их изучать благодаря полярным сияниям. Заряженные частицы отклоняются силовыми линиями к полюсам, где попадают в атмосферу и порождают свечение в оптическом диапазоне.

На Уране должно происходить нечто подобное, только сияние появится совсем не у географического полюса и оно будет происходить в инфракрасной части спектра. Причиной этого является атмосфера планеты-гиганта, которая, в отличие от земной, состоит не из азота и кислорода, а из водорода и гелия.

Магнитные поля и жизнь во Вселенной

В новейших исследованиях использовался телескоп Keck II. Установленный на нем спектрограф позволил не только подтвердить существование инфракрасных полярных сияний на Уране, но и выявить эмиссионные линии отдельных элементов. Одна из них, принадлежащая ионизированной молекуле водорода, оказалась неожиданно широкой.

Это свидетельствует о том, что атмосфера планеты в районе полярного сияния нагрета сильнее, чем должна быть. Из всего этого исследователи делают важные выводы. Ряд из них предсказуемо касается планет Солнечной системы. Ученые убедились, что магнитные поля ледяных гигантов, несмотря на свою необычную конфигурацию, эффективно перераспределяют энергию от заряженных частиц.

Также эти наблюдения могут оказаться полезными в исследованиях того, что может произойти на Земле, если ее магнитные полюса начнут меняться сильнее, чем сейчас. Возможно, это как-то повлияет на климат.

Но самый интересный вывод касается экзопланет. Значительное их количество представляет собой суперземли или ледяные гиганты, которые находятся вдали от своих светил. По своим характеристикам они очень похожи на Уран и Нептун. Ученые предполагают, что их магнитные поля устроены схожим образом.

Если это так, то они могут не только уберечь холодные планеты от мощных вспышек, часто наблюдающихся на красных карликах, но и превратить их энергию в тепловую. Таким образом, условия на них могут оказаться более благоприятными для жизни, чем считалось до сих пор.