Подледные океаны могут быть обычным делом на экзопланетах

В новом исследовании ученые определили, что на ледяных экзопланетах радиационный разогрев является обычным делом и на них должны существовать подледные океаны, похожие на те, что имеют спутники Юпитера. Это значительно увеличивает количество потенциально пригодных для жизни планет в космосе.

Подледные океаны могут быть обычным делом на экзопланетах
Подледные океаны могут быть обычным делом на экзопланетах. Источник: greatlakesledger.com

Планеты с жидкой водой

Шансы найти за пределами Солнечной системы жизнь значительно возросли. По крайней мере так утверждают ученые из Рутгерского Университета, которые недавно опубликовали исследование с оценкой того, как часто у звезд встречаются планеты, где существует жидкая вода.

Присутствие этого вещества именно в таком состоянии является одним из главных условий того, что на небесном теле может существовать жизнь. Ведь все биохимические реакции в клетках известных нам организмов происходят именно в ее среде. Однако до сих пор ученые были убеждены в том, что в космосе условия, подобные земным, встречаются достаточно редко.

Считается, что в среднем одна из ста звезд имеет планету, подобную Земле. Однако в новом исследовании ученые смоделировали миры, которые могут вращаться вокруг красных карликов, и результаты их довольно оптимистичны. Соотношение светил и пригодных для жизни небесных тел в Галактике может составлять 1:1.

Парниковый эффект и подледный океан

Авторы новой статьи обращают внимание на то, что до сих пор все оценки количества миров, имеющих жидкую воду, ограничивались условиями, которые идентичны тем, что сейчас есть на Земле. Но они достаточно неоднозначны. Большую роль в установлении температурного режима на нашей планете играют парниковые газы, которые позволяют ей разогреваться.

Если бы их было больше, то Земля стала бы намного горячее. Однако верно и обратное. Если содержание этих газов упадет до нуля, то температура на поверхности составит -18°С. И именно из этого ученые обычно делали вывод, что стоит немного отклониться от оптимальных значений, и планета превратится либо в раскаленный ад, либо в ледяной шар.

Однако последнее вовсе не означает, что жизнь на ней становится невозможной. Даже Земля несколько сотен миллионов лет назад пережила подобное событие. Тогда почти всю ее покрыл ледник, но под его поверхностью вода сохранилась, и жизнь в ней тоже.

На спутниках планет-гигантов, которые уж точно находятся за пределами «зоны заселенности» Солнца, подледные океаны также существуют. И не исключено, что в них в будущем найдут жизнь. И такая ситуация вполне может оказаться обычным явлением для планет в системах красных карликов, подобных TRAPPIST-1.

Как возникают подледные океаны

Главной причиной того, что на небесных телах под толстым слоем льда могут сохраняться океаны, является внутреннее тепло. Механизмов его возникновения есть несколько, однако авторы нового исследования обращают внимание на два.

Первый — это то тепло, которое выделяется от распада радиоактивных материалов в литосфере планеты или спутника. Его неоднократно наблюдали на Земле, а сейчас ученые нашли нечто подобное и на Марсе.

Второй — это тепло, которое выделяется в результате приливного действия другого крупного тела. В случае Земли таким телом является Луна, а, например, для Европы очень важна гравитация Юпитера. Сила притяжения деформирует планету и через трение эта энергия переходит в тепло.