Планеты могут заставлять звезды выглядеть моложе

Ученые доказали, что горячие юпитеры могут ускорять вращение звезд вокруг собственной оси. Это заставляет их выделять больше энергии в рентгеновской части спектра, что считается признаком молодости звезды.

Горячие юпитеры
Горячий юпитер рядом со звездой. Источник: Еarthsky.org

Рентгеновское излучение и возраст звезды

Ученые из Института астрофизики Лейбница в Потсдаме доказали, что некоторые планеты могут заставлять собственные светила выглядеть моложе, чем они есть на самом деле. Ранее уже высказывались мнения, что газовые гиганты на близких к звезде орбитах могут влиять на ее поведение, но подробное доказательство этого только недавно опубликовали в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Когда звезда стареет, это всегда можно отследить за тем, как уменьшается количество вспышек на ее поверхности и снижается доля энергии, которую она излучает в рентгеновском диапазоне. Но когда на близкой к поверхности орбите находится очень массивная планета, ее сила тяжести заставляет светило вращаться быстрее, и эти показатели снова начинают увеличиваться.

Выглядит это так, будто звезда «помолодела». Однако доказать этот эффект ученые долго не могли. Слишком уж трудно различить действительно молодые звезды и те, которые кажутся такими из-за наличия рядом горячего юпитера.

При этом следует отметить, что внутри звезда не становится моложе. Запасы водородного топлива в ее ядре не восстанавливаются, и ни о каком продлении существования речь не идет. Светило просто дольше проявляет чрезмерную активность.

Как доказали, что горячие юпитеры влияют на звезды

Чтобы доказать, что горячие юпитеры действительно влияют на свои светила, исследователи изучили двойные звезды с помощью орбитального рентгеновского телескопа Chandra. Они всегда рождаются вместе и поэтому имеют одинаковый возраст даже тогда, когда их массы отличаются и эволюция одной идет быстрее другой.

Ученые выбрали несколько таких пар, расстояние между которыми достаточно большое для того, чтобы исключить из перечня факторов взаимное влияние. Зато у одной из звезд обязательно должна быть планета — горячий юпитер.

К счастью, таких двойных систем оказалось достаточно, и ученые смогли сравнить количество рентгеновского излучения, поступающего от каждой из звезд. Оказалось, что те, которые имеют на близкой орбите горячие юпитеры, действительно более активны в этой части спектра. А значит, что предположения об их «омоложении» благодаря планетам были верными.