Белые карлики могут «замедлять» свое старение

После того, как наше Солнце исчерпает запасы водородного термоядерного горючего, расширится и затем сбросит внешнюю оболочку, от него останется постепенно остывающий плотный объект размером с Землю, называемый белым карликом. Такое будущее ждет примерно 98% светил во Вселенной.

Белый карлик в представлении художника. Источник: Mark Garlick

С целью исследовать физику, лежащую в основе эволюции белых карликов, международная команда астрономов сравнила их популяции в двух массивных шаровых скоплениях — M3 и M13. Они имеют много общих физических свойств (например, возраст и металличность), однако их звездное население заметно отличается: в частности, светила в М13 изначально были горячее, чем в М3.

В общей сложности исследователи изучили более 700 белых карликов, использовав для этого данные, собранные телескопом Hubble. Они обнаружили, что все подобные объекты в M3 соответствуют стандартной модели. А вот в М13 существуют две отличающиеся популяции: стандартные белые карлики (примерно 30% от их общего числа) и те, которым удалось удержать внешнюю оболочку из водорода (оставшиеся 70%).

Шаровые скопления M13 и М3 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, G. Piotto et al.

Последняя группа вызвала особый интерес у астрономов. Дополнив наблюдения Hubble результатами компьютерного моделирования, они пришли к выводу, что эти белые карлики продолжают «сжигать» водород на своей поверхности.

Открытие имеет важно значение. Во-первых, до этого считалось, что белые карлики являются полностью инертными и не поддерживают никаких термоядерных реакций. Во-вторых, сжигая остатки водорода, они замедляют свое охлаждение. В свою очередь, это означает, что некоторые из них могут быть старше, чем считалось ранее. Следовательно, оценки возраста звездных скоплений, основанные на определении возраста их белых карликов, могут иметь погрешность величиной вплоть до миллиарда лет.