«Планета» SPECULOOS

Целью проекта SPECULOOS (The Search for habitable Planets Eclipsing ULtra-cOOl Stars) является поиск потенциально обитаемых миров у ультрахолодных звезд. Но на представленном снимке само место установки телескопов похоже на планету. Фотография выполнена методом стереографической проекции, в котором сферическое изображение (вроде 360-градусной панорамы) проецируется на плоскость.

Телескопы проекта SPECULOOS. Источник: ESO/P. Horálek

Телескопы SPECULOOS отслеживают очень слабые, но регулярные спады яркости звезд. Открытые этим методом (он называется транзитным) экзопланеты можно потом исследовать более подробно: путем проведения измерений их масс и радиусов, спектрального анализа атмосфер и поиска биомаркеров, указывающих на возможное присутствие жизни.

В общей сложности, в проекте используются четыре телескопа с метровым главным зеркалом, оснащенных высокочувствительными камерами ближнего инфракрасного диапазона. Они размещены на территории Паранальской обсерватории в чилийской пустыне Атакама.

Позади «планеты» SPECULOOS на снимке можно увидеть яркий луч. Это лазер Очень большого телескопа ESO. Он используется для создания в верхних слоях земной атмосферы «искусственных звезд», при помощи которых измеряется ее турбулентность. Это позволяет астрономам рассчитать параметры атмосферных искажений и настроить оптику таким образом, чтобы убрать их при наблюдениях космических объектов.