Плутон: пять фактов о карликовой планете, которые вас удивят

18 февраля 1930 года, занимавшийся поисками неуловимой планеты Х, американский астроном Клайд Томбо обнаружил смещение крохотной звездочки на одной из фотопластинок. В тот день он открыл Плутон — как тогда считалось, девятую планету Солнечной системы.

В честь очередной годовщины со дня открытия Плутона мы бы хотели рассказать пять любопытных фактов об этом весьма необычном мире. Насколько большой Плутон? Сколько до него лететь? И, самое главное — почему Плутон больше не считается планетой?

Откуда происходит название Плутон

После того как об открытия стало известно, различными учеными был предложен целый ряд вариантов названия нового небесного тела. Среди них Зевс, Минерва, Кронос, а также Персиваль — в честь Персиваля Лоуэлла, основного спонсора поисков планеты X и основателя обсерватории Лоуэлла, где работал Клайд Томбо. Любопытно, что судившаяся с обсерваторией по поводу завещания супруга, вдова Лоуэлла, предложила астрономам назвать новую планету в свою честь.

Венеция Берни. Источник: Venetia Phair

Но в итоге, было выбрано имя, предложенное 11-летней Венецией Берни.  На вопрос дедушки как бы она назвала новую планету, девочка ответила, что раз она такая далекая и холодная, то ее нужно назвать «Плутон», в честь римского бога подземного царства. Этот вариант так понравился деду, что он рассказал о нем знакомому профессору астрономии, который в свою очередь передал его работникам обсерватории Лоуэлла. Во время последующего голосования по выбору имени планеты те единогласно выбрали вариант Плутон. Это название не только соответствовало давней традиции называть планеты в честь богов, но и отдавало своеобразную дань уважения Персивалю Лоуэллу, поскольку его две первые буквы соответствовали инициалам П. Л.

Это оказался весьма удачный выбор и название Плутон быстро вошло в культурный обиход. Считается, что оно вдохновило Уолта Диснея на выбор имени для верного компаньона Микки Мауса — пса Плуто.

Сколько лететь до Плутона

В отличие от планет Солнечной системы, Плутон находится на весьма вытянутой орбите, обладающей намного большим эксцентриситетом и наклоном к плоскости эклиптики. В афелии он удаляется от Солнца на 7,3 млрд км, а в перигелии приближается к нему на 4,4 млрд км. Из-за этого время полета к Плутону может очень сильно варьироваться. Но в любом случае, речь идет о весьма длительном путешествии.

Орбита Плутона. Источник: Astrobites

На сегодняшний день лишь один земной посланец посетил Плутон. Это сделал аппарат New Horizons в 2015 году. Чтобы сократить время перелета, на своем пути он воспользовался гравитацией Юпитера для ускорения. В общей сложности, New Horizons потребовалось 9,5 лет, чтобы добраться до Плутона.

New Horizons (концепт). Источник: NASA

Но надо понимать, что New Horizons был пролетной миссией, не имевшей возможности выйти на орбиту вокруг Плутона. А это намного более сложная задача. По расчетам специалистов, чтобы ее решить, необходимо использовать комбинацию из сверхтяжелой ракеты-носителя, серии гравитационных маневров, а также ядерной электрической ступени. И даже с учетом этого, общее время полета миссии, целью которой является выход на орбиту вокруг Плутона, составит порядка тридцати лет.

Что больше — Плутон или Луна?

Когда Плутон был только открыт, считалось, что по размерам он сопоставим с Землей. Но по мере совершенствования телескопов стало понятно, что это не так. Точные размеры Плутона удалось установить благодаря New Horizons. Оказалось, что диаметр Плутона составляет 2380 км.

Сравнение размеров Луны, Земли и Плутона. Источник: wikipedia

Много это или мало? Для сравнения, диаметр Земли составляет 12740 км, а диаметр Луны — 3480 км. Таким образом, Плутон даже меньше Луны. Площадь его поверхности составляет 17,7 млн км. Это сравнимо с Южной Америкой.

В то же время, Плутон все равно является самым крупным телом в своем регионе. Все известные нам объекты пояса Койпера, включая Эриду, меньше Плутона.

Почему Плутон больше не планета

Решение об исключении Плутона из списка планет было принято на скандально известной сессии Международного астрономического союза (МАС) в августе 2006 года. Оно имело ряд предпосылок. В начале нулевых, астрономы нашли несколько транснептуновых объектов, сопоставимых с Плутоном по размеру и массе (изначально считалось, что та же Эрида больше Плутона). Это поставило перед научным сообществом дилемму — либо признать все эти тела планетами, либо объединить их в новую категорию и переклассифицировать Плутон. В итоге был выбран более простой второй вариант и Плутон стали называть карликовой планетой.

Плутон сфотографирован зондом New Horizons. В правой нижней части планеты видна Равнина Спутника. Источник: NASA

Справедливости ради надо сказать, что в решении МАС сплелись не только научные, но и личные мотивы. Утверждается, что немаловажную роль в этом сыграл британский астроном Брайан Марсден, который по какой-то причине сильно невзлюбил Клайда Томбо и поставил себе цель «уничтожить» его научное наследие, путем исключения Плутона из списка планет.

В любом случае, не все представители научного сообщества остались в восторге от новой классификации. Некоторые астрономы все еще надеются в будущем добиться пересмотра решения МАС.

Какого цвета небо на Плутоне

Хотя Плутон и невелик по размерам, у него имеется собственная атмосфера. Она состоит из газов, испаряющихся из покрывающего карликовую планету льда (в основном это азот и метан). Несмотря на ее крайнюю разреженность, на Плутоне дуют ветра, оказывающие заметное влияние на поверхностные процессы.

Голубая дымка атмосферы Плутона. Источник: NASA/JHUAPL/SwRI

Кроме того, под воздействием солнечного света, в атмосфере Плутона формируются сложные соединения, которые образуют несколько слоев углеводородной дымки. Они имеют голубой цвет, что хорошо видно на одном из наиболее знаковых снимков New Horizons. Изображение было получено, когда Солнце находилось позади Плутона, подсвечивая его атмосферу. Таким образом, как и наша Земля, бывшая девятая планета обладает голубым небом.