Песчаные облака и каменные дожди: James Webb изучил атмосферу «распухшей» экзопланеты

Используя возможности телескопа James Webb (JWST), команда европейских астрономов изучила атмосферу «распухшей» экзопланеты WASP-107b. Им удалось обнаружить там водяной пар, серу и даже песчаные облака.

WASP-107b в представлении художника. Источник: Klaas Verpoest, Johan Van Looveren, Leen Decin

WASP-107b обращается вокруг оранжевого карлика, расположенного в 200 световых годах от Земли. Ее орбита проходит на расстоянии всего в 0,056 а.е. (8,4 млн км) от родительской звезды. Этот мир является одной из наиболее «раздутых» экзопланет, известных астрономом. По размерам WASP-107b сопоставима с диаметром Юпитера, однако ее масса составляет всего 12% от юпитерианской. Экзопланета обладает весьма протяженной атмосферой, простирающейся в окружающее пространство на десятки тысяч километров.

Подобная особенность делает WASP-107b весьма привлекательной целью для астрономов, поскольку позволяет заглянуть во внутренние слои ее атмосферы. С этой целью они задействовали JWST. Наблюдения, проведенные в среднем инфракрасном диапазоне, позволили совершить ряд открытий. Так, JWST не удалось найти никаких следов метана, что указывает на потенциально теплую внутреннюю часть планеты.

Спектр экзопланеты WASP-107b. Источник: Michiel Min / European MIRI EXO GTO team / ESA / NASA

В то же время, в атмосфере WASP-107b был найден диоксид серы, что стало большим сюрпризом для исследователей, ибо предыдущие модели предсказывали его отсутствие. По всей видимости, все дело в «пушистости» экзопланеты. Из-за нее высокоэнергетические фотоны могут проникать вглубь атмосферы и запускать реакции, необходимые для образования диоксида серы.

JWST также удалось найти следы водяного пара в атмосфере WASP-107b. Но, возможно, наиболее интересной находкой стали силикатные частицы, из которых состоят ее облака. Земные облака состоят из капель воды и кристалликов водяного льда. Но на WASP-107b, атмосфера которой разогрета до очень больших температур, эту роль играют силикаты. Их пары подымаются вверх, конденсируются и образуют силикатные облака, из которых время от времени выпадают каменные дожди. После этого весь цикл повторяется вновь.

По материалам https://fys.kuleuven.be