Первая одиночная черная дыра найдена еще в 2011 году

В новом исследовании ученые доказали, что «скачок» одной из звезд, зафиксированный при наблюдениях, связан с прохождением перед ней одиночной черной дыры. Случилось это еще в 2011 году, но только сейчас было доказано, чем было это явление.

Одиночная черная дыра. Источник: Wordlesstech.com

Новые результаты старых исследований

Международная группа исследователей установила, что явление отклонения света от звезды, которое наблюдалось еще в 2011 году, было вызвано явлением гравитационного микролинзирования. Это значит, что вызвала его единичная черная дыра, проплывшая между источником излучения и нами. Это первое подтверждение такого явления в мировой астрономии.

Группа ученых наблюдала за звездным небом с середины 2000-х. Они искали явления смещения или искривления света от дальних звезд в данных телескопа Hubble. Наконец-то в 2011 году ученым повезло. Они увидели, что одна из них находится не совсем там, где она должна быть. Тогда они объявили, что это может быть явлением микролинзирования. Оно возникает в результате прохождения перед источником света невидимой черной дыры, гравитация которой искривляет поток излучения.

Только сейчас ученые окончательно убедились, что это было микролинзирование. Продолжалось оно примерно 270 суток, поэтому ничем другим, кроме черной дыры, быть не могло. Исследователи даже смогли измерить ее массу, которая оказалась в семь раз больше солнечной. Расстояние до этого объекта составляло 1,58 килопарсека, а его скорость — 45 км/с. Подробнее об этом можно узнать на сайте arxiv.org.

Почему эта единичная черная дыра — первая

Люди открыли уже немало разных черных дыр, иногда даже в других галактиках. Что же делает сообщение о происшествии 2011 года таким интересным? Потому что все черные дыры, которые мы до сих пор видели, — это либо сверхмассивные сингулярности, активно всасывающие в себя газ в центрах галактик, либо объекты звездной массы в двойных системах, активно взаимодействующих с компаньоном.

Одиночная черная дыра, свободно плывущая в космосе, практически невидима. Свет звезд, который она искривляет своей гравитацией, — практически единственный способ узнать о ее существовании. Поэтому в космосе могут быть миллионы этих объектов, но событие 2011 года — первый случай наблюдения одного из них.