«Парад планет» в апреле. Как будет выглядеть редкое астрономическое событие

Перед тем, как окончательно исчезнуть с вечернего неба и вступить в соединение с Солнцем, планеты Юпитер и Уран с точки зрения наземных наблюдателей окажутся в половине градуса друг от друга. Это произойдет 20 апреля, и это событие будет означать еще одну интересную планетную конфигурацию: все большие планеты Солнечной системы соберутся в секторе эклиптики размером чуть больше 66°. Такое случается довольно редко, но, к сожалению, увидеть это будет практически невозможно. Попробуем разобраться, почему.

В соответствии с законами Кеплера, чем дальше планета от Солнца, тем быстрее она движется как по орбите, так и на фоне звезд с точки зрения наземных наблюдателей. После соединения Венеры с Марсом в конце февраля эти два небесных тела ограничили сектор, в котором собрались планеты, до сотни градусов. «Возглавлял парад» далекий Уран, противостояние которого было последним в прошлом году. Все остальные тела — включая Солнце и за исключением более далекого и медленного Нептуна — постепенно его догоняли, последовательно вступая в соединения друг с другом. Наконец 10 апреля Марс «обогнал» Сатурн, и именно последний стал ограничивать сектор с западной стороны.

Из-за того, что Сатурн движется по небу в восточном направлении быстрее Урана, угловое расстояние между ними продолжало уменьшаться, и в день, когда к Урану наконец приблизился Юпитер, достигло минимального значения. После этого дня «командующим парада» станет именно крупнейшая планета Солнечной системы, а поскольку она ближе к Солнцу и быстрее, чем Сатурн — сектор эклиптики с планетами начнет расширяться.

Именно Солнце все это время находилось где-то между «крайними» планетами-гигантами. Несложно понять, что иначе и быть не может: только при таком условии в «цепочку планет» попадают Венера с Меркурием, которые для наземных наблюдателей никогда не удаляются от нашего светила более чем на 47° и 28°. Сейчас они находятся вблизи соединения на расстоянии не более 1,5° друг от друга на элонгации 12°. Их можно было бы попытаться отыскать на утреннем небе, но склонение Меркурия почти на 5° меньше солнечного (а Венеры — даже на 6°), то есть в наших широтах вони восходят уже на светлом небе незадолго до Солнца.

Поэтому из всего редкого «выравнивания планет» мы сейчас можем увидеть только четыре объекта, причем не одновременно. Вечерами еще примерно неделю в сумерках будут садиться Юпитер с Ураном — каждый день все раньше, пока в начале мая окончательно не спрячутся в околосолнечном ореоле. Перед рассветом, где-то в середине навигационных сумерек (около 5 часов по киевскому времени), над восточной частью горизонта появятся Сатурн и Марс. Нептун имеет блеск около 8-й звездной величины, то есть для его наблюдений даже на нормальном темном небе потребовался хотя бы небольшой бинокль. Но в настоящее время на широте Киева он восходит уже на светлом небе менее чем за час до Солнца. Венеру с Меркурием можно было увидеть разве что с помощью профессиональных инструментов, позволяющих наводиться на определенный участок неба по координатам и надежно защищенных от попадания «боковых» солнечных лучей. То есть с позиции зрелищности этому «выравниванию» далеко даже до «планетной цепочки» середины апреля 2022-го, когда в секторе шириной 33° довольно далеко от Солнца собрались четыре планеты, видимые невооруженным глазом, плюс Нептун. Для «полного комплекта» тогда не хватало только Меркурия с Ураном.

Почему событие 20 апреля нельзя считать «классическим» парадом планет? Согласно определению, принятому в астрономии, для этого все больше планеты должны собраться в как можно более узком секторе по одну сторону от Солнца. Сейчас же из него «выпадают» два объекта: во-первых, это наша Земля, с которой мы смотрим и видим другие планеты примерно в том же направлении, что и дневное светило, во-вторых — Меркурий, прошедший нижнее соединение и сейчас расположенный ближе к Земле, чем Солнце. При взгляде с него все остальные планеты, включительно с Венерой, тоже бы «вписались» в сектор с раскрытием около 70°, но Земля находилась бы вблизи противостояния.

Ранее мы рассказывали, почему Меркурий так сложно увидеть в наших широтах.