Откуда берутся двойные планеты-сироты

В последнее время космический телескоп James Webb обнаружил в созвездии Ориона немало двойных планет-сирот. Эти двойные объекты с массой, сравнимой с юпитерианской, свободно плавают в космосе вдали от какой-либо звезды. Ученые смогли объяснить, как они образовались.

Как образуются двойные планеты-сироты
Как образуются двойные планеты-сироты. Источник: phys.org

Планеты-сироты вокруг нас

Недавно ученые смогли объяснить, откуда во Вселенной берутся двойные планеты-сироты. Этот вопрос возник из-за наблюдений, осуществленных космическим телескопом James Webb с лета прошлого года. За это время он смог как следует присмотреться к туманности Ориона.

Планеты-сироты — это объекты с массами меньшими даже, чем у коричневых карликов, которые при этом находятся вдали от какой-либо звезды и свободно плавают в пространстве. В туманности Ориона их находили и раньше.

Однако теперь к исследованиям присоединился James Webb, который сразу смог открыть их гораздо больше. В целом он наблюдал за 582 объектами, которые подпадают под определение «планеты-сироты». Оказалось, что 42 из них, то есть примерно 9 процентов от общего количества, являются двойными.

Ученые разгадывают загадку

Проблема с двойными планетами-сиротами заключается в вопросе, как они образовались. Для двойных звезд ее не существует, потому что образование их пар путем сгущения газопылевого облака является обычным делом. Однако планеты обычно образуются в значительно более плотных протопланетных дисках, окружающих новорожденные светила. Именно поэтому большинство их и имеет собственного хозяина.

У ученых нет 100-процентной уверенности, как могут образовываться планеты-сироты. В последние годы появились предположения, что они все же могут создаваться по тому же механизму, что и звезды. Тогда никакой проблемы с их двойными системами нет. Но эта теория до сих пор считается недоказанной.

Зато в том, что планеты-сироты могут образовываться вследствие выбрасывания газовых гигантов из молодых систем, никто не сомневается. Происходит это под влиянием гравитационного взаимодействия. Однако никто не может объяснить, как при этом образуются пары тел, свободно плавающих в космосе.

В новом исследовании ученые рассмотрели сразу несколько сценариев того, как могло появится такое количество двойных планет-сирот, и пришли к выводу, что образоваться в результате взаимодействия двух ранее несвязанных тел они не могли. Только рождение парами непосредственно из газопылевого облака или выброс газовых гигантов вместе с массивными спутниками было способно создать такую выборку.