Открыта нейтронная звезда с самым медленным вращением

Ученые, работающие с радиотелескопом ASKAP, сообщают об открытии новой удивительной нейтронной звезды. Она является уникальной из-за невероятно длинного как для подобных объектов периода вращения. Кроме того, у нее довольно интересная структура излучения.

Нейтронная звезда
Нейтронная звезда. Источник: www.skyatnightmagazine.com

Нейтронная звезда с самым медленным вращением

Ученые из Сиднейского университета сообщают, что им удалось открыть нейтронную звезду ASKAP J193505.1+214841.0, которая очень удивила их своим поведением. Дело в том, что из всех подобных объектов, а их на сегодня известно более 3000, она вращается медленнее всего.

Вообще для нейтронных звезд обычной является ситуация, когда они вращаются вокруг собственной оси за тысячные и миллионные доли секунды. Так происходит из-за механизма их образования. Когда массивная звезда взрывается как сверхновая, ее ядро массой примерно в 1,5 солнечной сжимается до диаметра 20 км.

При этом большая часть момента инерции светила передается именно этому остатку и вызывает его бешеное вращение. Именно поэтому процессы продолжительностью в десятки секунд для нейтронной звезды — это уже чрезвычайно долго.

Что интересного обнаружили в исследовании?

Стоит отметить, что открытие было сделано случайно. Радиотелескоп ASKAP находится в западной Австралии. Его особенностью является то, что он может наблюдать за очень большим участком неба. Именно поэтому его использовали для поиска одновременно источников гамма-излучения и быстрых радиовсплесков. Однако во время этого внимание астрономов привлек необычный сигнал.

По словам ученых, у них было два варианта того, как его можно было бы идентифицировать. Наиболее вероятным кандидатом мог бы быть белый карлик с мощным магнитным полем. Однако подобные объекты до сих пор никогда не наблюдались за пределами кратных систем.

Поэтому более вероятным объяснением должна быть именно нейтронная звезда с очень необычным периодом вращения. При этом ученые признают, что открытый объект может оказаться парой из нейтронной звезды и белого карлика.

Кроме необычно длинного периода вращения, открытый объект имеет еще одну интересную особенность. У него аж три разных состояния излучения, между которыми он переключается, как новогодняя гирлянда. В первом он порождает яркие линейно поляризованные импульсы с периодичностью от 10 до 50 секунд.

Во втором нейтронная звезда посылает в 26 раз более слабые сигналы, которые при этом повторяются каждые 370 мс. В третьем этот объект просто замолкает. Чем вызваны такое экзотическое поведение ученые не знают.