Огненный ад: астрономы нашли вулканический аналог Земли

Международная команда астрономов объявила об обнаружении землеподобной экзопланеты. Ее поверхность может быть покрыта большим количеством вулканов, делающих ее похожей на Ио. Об этом говорится в статье, опубликованной в недавнем выпуске журнала Nature.

Третья планета в системе красного карлика

Вновь найденная экзопланета обращается вокруг небольшого красного карлика LP 791-18, расположенного на расстоянии 90 световых лет от Земли по направлению к созвездию Чаша. Ранее астрономам было известно о двух мирах в этой системе. Один из них (LP 791-18 b) на 20% больше Земли. Второй (LP 791-18 с) в 2,5 раза больше Земли и имеет в семь раз большую массу.

Суперземля у красного карлика
Суперземля у красного карлика в представлении художника. Источник: Gabriel Pérez Díaz, SMM (IAC)

В ходе наблюдений, выполненных при помощи орбитальных обсерваторий TESS и Spitzer, а также сети наземных телескопов, астрономам удалось обнаружить третий мир в этой системе. Он получил обозначение LP 791-18 d.

По своим размерам и массе LP 791-18 d напоминает Землю. Однако их никак нельзя назвать двойниками. Дело в том, что орбита LP 791-18 d проходит на очень небольшом расстоянии от звезды — она совершает один оборот вокруг своего родительского светила всего за 2,8 дня. Из-за этого LP 791-18 d должна находиться в приливном захвате и быть всегда повернута к красному карлику одним и тем же полушарием.

Вулканическая версия Земли

LP 791-18 d привлекла внимание астрономов благодаря своей орбите. Дело в том, что в ходе своего обращения вокруг звезды она периодически сближается с намного более массивной LP 791-18 с. Минимальное расстояние между двумя планетами составляет всего 1,5 млн км (это в 33 раза меньше минимально возможной дистанции между Землей и Марсом). Каждое такое сближение оказывает мощное гравитационное воздействие на LP 791-18 d, вытягивая ее орбиту. Из-за этого планета деформируется под действием приливных сил красного карлика.

Вулканическая экзопланета в представлении художника. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center/Chris Smith (KRBwyle)

Расчеты исследователей показали, что эти деформации должны производить значительное количество тепла в недрах планеты. Скорее всего, оно сбрасывается посредством вулканической активности. По мнению астрономов, LP 791-18 d может напоминать Ио, поверхность которой покрыта огромным количеством постоянно извергающихся вулканов.

Может ли LP 791-18 d быть обитаема? Ее дневная сторона слишком горяча, чтобы там могла возникнуть привычная нам жизнь. Однако астрономы допускают, что благодаря бурной вулканической активности планета может обладать атмосферой. Возможно, что ее ночная сторона достаточно прохладна для конденсации воды.

Так это или нет, станет понятно в ходе будущих наблюдений, выполненных при помощи более мощных телескопов. LP 791-18 с уже входит в список целей для обсерватории James Webb. Скорее всего, со временем в него войдет и LP 791-18 d.

По материалам https://astrobiology.com.