Один оборот за 20 минут: астрономы нашли двойную систему с ультракоротким периодом

Используя обзорные телескопы TMTS, международная команда исследователей обнаружила двойную звезду со сверхкоротким орбитальным периодом. Он составляет всего 20,5 минуты.

Система, состоящая из белого карлика и обычной звезды в представлении художника. Источник: Marisa Grove/Institute of Astronomy

Теория эволюции двойных звезд предсказывает существование двойных систем со сверхкороткими периодами обращения. Правда до недавнего времени астрономам было известно лишь четыре системы такого типа с периодами обращения менее часа.

Теперь этот список увеличился до пяти. В ходе обзора, осуществленного при помощи телескопов TMTS, исследователям удалось найти ранее неизвестную двойную систему J0526, расположенную в 2760 световых годах от Земли. Она состоит из видимой звезды, чья масса составляет 0,33 солнечной и белого карлика, чья масса равна 0,73 массы Солнца. Они совершают один оборот друг вокруг друга всего за 20,5 минуты.

Выполненные исследователями расчеты показали, что в будущем они сблизятся настолько, что белый карлик начнет поглощать вещество своего компаньона. Это приведет к тому, что период обращения уменьшится еще больше — вначале до 14, а потом и до 9 минут. Правда, после потери определенной части своей массы, звезда насчет расширяться, что приведет к увеличению орбитального периода.

В любом случае, даже если белый карлик полностью поглотит своего компаньона, их суммарной массы недостаточно, чтобы преодолеть предел Чандрасекара (1,44 массы Солнца). А это значит, что ему не суждено взорваться и превратиться в нейтронную звезду.